Александр Волков: Обидно, что мусорная реформа превращается во что-то кривенькое

1
3245

На вопросы «Новой Сибири» отвечает перевозчик ТКО, которого обвиняют в коммерческом экстремизме и в мусорном коллапсе.

Пока контейнерные площадки в нескольких районах города заваливало мусором, а перевозчики ТКО бастовали, многие начали считать дни до лишения компании «Экология-Новосибирск» статуса регионального оператора по обращению с ТКО, о возможности которого говорят не менее года. Однако губернатор Андрей Травников дал понять, что не торопился бы с таким решением, и категорично возложил вину за кризис на оппонентов регоператора. «Ситуация спровоцирована искусственно. Фактически это коммерческий шантаж, и мне не хотелось бы ему потакать», — заявил он.

О том, кто такие оппоненты и почему они появились, а также как видит ситуацию вторая сторона конфликта, «Новая Сибирь» поговорила с крупным оператором мусорной отрасли, основателем и руководителем группы компаний «Арктика Сити» Александром Волковым.

Фото предоставлено Александром Волковым.

— «Оппонент регоператора», который пошел на «коммерческий шантаж», – это про вас?

— Я не знаю, почему губернатор принял решение сделать такое заявление. Он, мне кажется, говорит не совсем то, что сказал бы, если бы вник в ситуацию. Потому что для меня очевидно: «Экология-Новосибирск» не будет качественно вывозить отходы в Новосибирской области ни-ког-да.

Они же не могли сказать главе региона правду — мы не можем, у нас нет денег, мы разоряемся. Они свалили все на коммерческий шантаж. Но на самом деле причинами кризиса были два разных конфликта: с арендодателем и с коллективом. «Экология-Новосибирск» объединила их в один, назвала все это коммерческим шантажом. Но все проще. Они а – не стали платить, и бэ — не смогли сохранить с коллективом рабочие отношения.

— Структурно «Новая Сибирь» вашу версию уже обозначала: АО «Энергосила» начинает требовать с ООО «Экотранс-Н» деньги за аренду мусоровозов, но та расторгает договор аренды и предоставляет водителям старую технику, после чего люди отказываются работать. В схеме, которую вы приводите, нет ни вас, ни регоператора.

— Поясню с деталями. АО «Энергосила» действительно арендодатель техники, но это не его собственность – машины в лизинге. В апреле компанию начали смущать задержка платежей и отсутствие ремонта транспортных средств, который арендатор обязан проводить по договору. Поскольку техника – это «мерседесы», «скании», «вольво», ремонт принципиален, особенно в условиях сложностей с поставками запчастей.

В это время «Энергосила» узнает, что «Экотранс-Н» отправляет серьезные деньги в Москву по договору, никакого отношения к прямой деятельности не имеющему. Речь шла о 44 миллионах рублей за консалтинг. В то же время ко мне обращается директор «Экотранса-Н» и заявляет, что за аренду заплатить не может. Я передал это арендодателю, а он говорит: так не пойдет. Нашли деньги в Москву отправить – пускай ищут на то, что им действительно надо. Речь шла про долг порядка 15 млн рублей. Руководитель арендодателя в негативе: он предполагает, что деньги ему теперь вообще не будут платить. А ему надо осуществлять платежи за лизинг.

Так появился запрет использования техники до момента оплаты. Но «Экотранс-Н» до сих пор не заплатил ни копейки.

Конфликт с рабочими возникает параллельно. «Экотранс-Н» заставил людей, которые работают на правом берегу, ехать на левобережную транспортную базу. На базе надо быть в пять утра. Вопрос: как туда людям добираться?

Второй момент, который их возмутил, — это количество машин. Им предложили 10 или 12, а экипажей на правом берегу работает 68. В итоге водители выдвинули три условия: предоставьте нам а — автомобили, бэ — автомобили на правом берегу и вэ — увеличьте, наконец, зарплату.

О последнем я руководству давно говорил – ситуация на рынке труда такова, что повысить зарплату уже пора. В нашей группе водитель всегда был авангардом, к которому мы относились – да, требовательно, но – с заботой. Меня не послушали, а теперь вопрос о деньгах встал уже в контексте конфликта и в более ощутимом размере. Вот и вся ситуация.

Фото newsib.net.

— Но она не объясняет, причем тут «Арктика Сити» и «Экология-Новосибирск».

— «Экология-Новосибирск» сегодня полностью контролирует «Экотранс-Н». Фактически это одна и та же компания – у них, например, общая бухгалтерия и общее руководство в Москве. Лариса Александровна (Анисимова, генеральный директор ООО «Экология-Новосибирск». – Прим. ред.), когда возник конфликт с водителями, приезжала к ним и разговаривала фактически как руководитель. «Экотранс-Н» брал автомобили в аренду у «Энергосилы» — там, где раньше брала наша группа. И есть еще на территории мусорные контейнеры — они принадлежат компании «Айсберг» и другим лицам из нашей группы.

— Известно, что вашей группе принадлежит половина «Экотранса-Н» и в нем работают ваши бывшие коллеги.

— Формально — да, там два владельца. Один – группа «ВИС» в лице компании «Русэкогрупп». Другой – компания «АМС менеджмент», она относится к нашей группе.

Появление такого мусорного перевозчика, как «Экотранс-Н», — результат сложного компромисса. 1 января 2021 года «Айсберг» расторг с «Экологией-Новосибирск» договор услуг по перевозке мусора. Фактически инициаторами были мы, причина – долг за оказанные услуги в 350 млн рублей. А компромисс был в том, что расторжение мы оформили по согласию сторон, и согласие было именно в том, что все мои сотрудники перейдут на работу в «Экотранс-Н», а компания за три-шесть месяцев вернет долг. Однако обязательства не выполнялись и в декабре 2021 года я подал иск по этому долгу, а «Экология-Новосибирск», к сожалению, подала на банкротство.

— Вкладом «ВИС» в вашу совместную компанию было обязательство погасить долг?

— Нет, она вложила контракт для «Экотранса-Н» на 3 млрд рублей в год или 250 млн в месяц – это примерно 70 процентов мусора региона. Фактически такой объем означал, что в конце останется прибыли 500-600 млн рублей. Но тут началась интересная песня: они стали принимать услуги только на 140 млн. То есть мы выполняли работы на 250 млн, подавали документы на подпись, но в бухгалтерии говорили: так не пойдет.

— Примерно такая же схема работала и с перевозчиками в 2019 году. Характерно, что, по оценкам, им недоплачивали тоже в среднем порядка сорока процентов.

— Наверное, это их любимая цифра. За год накопился миллиард, в нем примерно 400 миллионов недоплаченных налогов. Не уверен, что губернатору рассказали про то, что «Экология-Новосибирск» вместе с «Экотрансом-Н», а это для меня одно и то же, делают дырку в бюджете на 400 млн. Я считаю, деньги не маленькие.

— А где миллиард?

— А это вопрос интересный. «Экология-Новосибирск» в документах на тариф необходимую валовую выручку на 2022 год заложила в размере 4,4 млрд, но фактические сборы у них 260 млн в месяц или 3,1 млрд в год. 1,28 млрд в итоге не хватит. На вопрос где они, ответ у меня есть.

Первое: не охвачены все жители. Регоператор утверждает, что платят 96 процентов населения. Я думаю, что это неправда. Дай бог 80-70.

Второй: поступает мало средств от юридических лиц. Они часто не платят совсем или платят за какие-то мизерные объемы. Уйти от договора с регоператором очень просто.

А есть еще и серые перевозчики, которые забирают мусор в обход регоператора и увозят его за гораздо меньшие деньги. Так и образуется разница, она складывается из малых ручейков и в конце концов собирается в миллиард.

До начала мая «Экология-Новосибирск» обещала разрешить кризис с вывохом отходов. 17 мая читатель «Новой Сибири» сделал эту фотографию, снятую на проспекте Дзержинского, 1/1.

— То есть вы полагаете, что 40 процентов – это не «наглый московский откат», а непрофессионализм?

— Думаю, да. Они реально не смогли организовать работу. И эти 44 миллиона, которые они вывели в апреле, — это, я считаю, были их первые выведенные деньги.

Я понимаю работу с мусором, я ей занимаюсь 12 лет. А они пришли и начали делать те ошибки, которые я делал в 2011 – 2012 годах. Откатились на десять лет назад и идут по тем же граблям, по которым все профессиональные перевозчики уже прошли. В итоге возникают миллиардные долги, убиваются хорошие компании – они уже убили «Латранс», «Маг Групп», «Эко-Лайн».

С 2018 года «Экологией-Новосибирск» в регионе ничего не сделано. Теперь, после того, как правительство Новосибирской области расторгло с ними концессионное соглашение на строительство мусорных полигонов, мы понимаем, что они ничего и не сделают.

Я согласен: проблем много. Реформа сырая, территориальная схема обращения с отходами мертвая, нормативная база неграмотная. Но суть в том, что и со всем этим можно было бы работать, если бы не непрофессионализм нынешней команды.

— Хочу вам напомнить осень 2019 года, когда «Экология-Новосибирск» проводила конкурс на подряд по вывозу мусора на три года. На него заявились вы, сцепились с МУП «САХ» и уронили цену контракта на 25 процентов. Тогда все решили, что вы, как группа с московской пропиской, что-то с заказчиком порешали или предполагали договориться — как «социально близкие».

— Думаю, и «Экология-Новосибирск» так думала. Но у нас мотив был другой. Он в том, что в этом большом контракте были наши районы. Вы же знаете, что в процессе электронных торгов другие участники аукциона не известны. Мы МУП «САХ» вычислили еле-еле, буквально пальцем в небо. Я позвонил директору, говорю: «Ну куда ты, Андрей Анатольевич, лезешь? Это же моя территория». А он говорит: «А где написано, что это твоя территория?» Вот оно и возникло.

18 мая контейнерная площадка у проспекта Дзержинского, 1/1 снова была полна. Фото читателя «Новой Сибири».

— Прекрасный комментарий, если вы его потом при согласовании интервью не вычеркнете. Но и правда — а почему территория-то ваша?

— Мы там работали, там была выстроена логистика, стояли наши контейнеры. Ломать это все не было выгодно никому.

До реформы мы вывозили мусор жилого фонда входящей в нашу группу компании «МКС-Новосибирск», которая работает по всему городу. Но в 2019 году, когда пришлось выбирать какой-то район, мы сместились в Дзержинский и Октябрьский. Уходили из Ленинского, Кировского, перетаскивали оттуда контейнеры. А те, кто работал здесь, соответственно, перевозили свое хозяйство туда. И это было ужасно. В первые три месяца царил полный хаос, да и весь год был очень трудным.

Смена перевозчика для района – большая проблема. Это никому не надо. Поэтому – да, мы считали, что Дзержинский – наш. И поняв, что торговаться они будут до упора, решили, что опуститься сможем на 24,9 процента – потому что если идти дальше, надо вдвое увеличивать банковскую гарантию. На этой грани и остановились.

«Экология-Новосибирск» радовалась, что мы так сильно понизились, ждала прибыль. Но потом департамент по тарифам сильно снизил тариф. И вот что интересно: мы, согласившись работать по низкой цене, и сами оптимизировались, и всех своих подрядчиков в цене понизили. Но потом по решению суда тариф повысился – а цена для нас осталась та же. Однако и с этим повышением они не справляются: в 2020 году нам недоплачивают 350 миллионов, а в 2021 вообще миллиард. Плюс еще с 2019-го тянется около 350…

— Если вам это было все понятно, зачем же вы пошли на партнерство с «Экологией-Новосибирск»?

— Потому что мы все равно у них этот миллиард взыщем.

— Точно?

— Конечно. «АМС менеджмент», как совладелец ООО «Экотранс-Н», подает иск о взыскании одного миллиарда рублей со второго акционера. Получим – заплатим 400 млн налогов, остальное поделим на две части, одну заберем себе, вторую им вернем.

— Вы так уверенно и спокойно про это говорите, что не понятно – смеяться или сочувствовать. Ведь там в очереди за такими миллиардами уже стоят люди…

— За 2,5 миллиарда – да, примерно такова общая сумма требований к регоператору. Но мы же понимаем, что такое группа компаний «ВИС» — там есть с кого взыскать. А если нет – вы только представьте скандал: группа «ВИС» уходит из региона с таким долгом, кинув и МУП «САХ», и других серьезных участников рынка…

— Но вообще такие суммы – это, конечно, кошмар.

— Иногда думаю об этом, перевожу в евро и считаю себя богатым человеком. А если серьезно, то размер долгов регоператора прямо связан с сохранением статуса. Договор с ним расторгается, если долг перед одним оператором достигнет 1/12 годового оборота. К концу года долг перед нашими копаниями составит не менее 400 млн рублей, а это уже критичный порог, и тогда я точно пойду к Андрею Александровичу и буду об этом говорить. И речь пойдет не про мои личные потери – мне гораздо обиднее, что мусорная реформа, которая нужна, над которой работали опытные участники отрасли (я себя к ним тоже отношу) превратилась во что-то кривенькое и полумертвое.

— И будете бороться за то, чтобы занять место «Экологии-Новосибирск»?

— Обязательно.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Андрей Травников: мусорная концессия с «Экологией-Новосибирск» расторгнута

 

Whatsapp

1 комментарий

  1. Эта вся история, через несколько лет может лечь в основу киносценария или книги, и выдумывать ничего не надо и даже фамилия не изменять

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.