Private label — это какой-то бренд: Кто пугает бизнес «Холидеем»?

0
11057

Поставщики «Холидея» снова в панике: им грозят взысканием огромных сумм за использование того, что им было не сильно-то и нужно.

Новосибирские производители и поставщики в панике: к ним поступили досудебные претензии на гигантские суммы. Заводу «Сибиар» (он производит бытовую химию) угрожают иском на 35 млн рублей, торговому дом «Воял» (поставщик меда и варенья) — на 11,3 млн, компании «Белое дерево» (фруктовые батончики) — на 13,6 млн. И много других.

Самый рекордсмен находится за пределами региона, но тоже недалеко, в Бийске. Это производитель минеральных вод и безалкогольных напитков «Триера» (известен, например, по воде «Горный источник»): ему в претензии написали сумму в 136 млн рублей. «Это примерно 60 процентов активов компании, — говорит представитель завода Ирина Чумакова. — То есть катастрофа».

Вся история связана с самым хлопотным и скандальным новосибирским банкротом — компанией «Холидей», владевшей сетью супермаркетов «Холидей классик». Ритейлер давно и глубоко в процедуре банкротства, но связанная с ним компания «Холидей маркетинг» начала предъявлять бывшим поставщикам сети иски о незаконном использовании торговых марок.

Несколько лет назад «Холидей» создал и зарегистрировал пачку торговых марок и предложил поставщикам выпускать под ней товары массового спроса. Такой формат сотрудничества в ритейле называется private label, или СТМ (собственная торговая марка). По определению он нужен для усиления контроля ритейлера за качеством товара и его ценой, потому что продавец с правами владельца бренда получает право совать нос в процесс производства и максимально жестко снижать цену на товар.

На деле — это схема, по которой торговая сеть увеличивает свою маржу. В определенном смысле это выгодно обеим сторонам: супермаркеты повышают выручку и получают товар по конкурентной цене, производители и поставщики увеличивают объемы. Но реальность в том, что условия диктует торговля. По принципу «вас, производителей, много, а мы одни».

Поставщики «Холидея» работали по его частным маркам вплоть до банкротства сети в 2018 году. А в 2019-м некоторые из них получили иски от компании «Холидей маркетинг», и выяснилось: она владеет правами на марки, а они все — производители контрафакта, поскольку разрешения на использование бренда у них нет.

Недавно аналогичные претензии получили десятки других производителей и поставщиков. В Новосибирском областном отделении «Опоры России» знают о 23 таких историях на сумму 369 млн руб. Три из них уже рассматривались в суде. И там результат неоднороден: в двух случаях в пользу собственников бренда взыскана двукратная стоимость поставленного за годы сотрудничества товара, в одном — в пользу поставщика, новосибирского торгового дома «Морозко», лепившего для «Холидея» вареники и пельмени «Ай да еда».

Паника возникает, потому что с «Холидеем» у регионального бизнеса уже были связаны серьезные неприятности. Когда осенью 2019-го в компанию пришел конкурсный управляющий Трофим Кузнецов, он начал десятками подавать заявления о признании недействительными сделок, совершенных с сетью магазинов в «период подозрения» — то есть когда у банкрота уже начались проблемы.

Поставщики, слава богу, свое от конкурсного управляющего отыграли: все, кто смог доказать в суде реальную финансово-хозяйственную деятельность, отбились. «Проиграли только аффилированные структуры «Холидея». А остальные все выиграли, вся Россия. Так что конкурсный управляющий даже молодец, что нашел аффилированных. Это правильно», — говорит руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов НОО «Опора России» Наталья Пинигина.

Сегодняшняя история накладывается на эти воспоминания, поэтому «Опора России» подключила уже всех: ФАС, прокуратуру, депутатов и сенаторов. Новосибирский бизнес-омбудсмен Николай Мамулат уже тоже в курсе. «Это настораживает — то, что есть такие предприниматели, которые могут злоупотреблять правом, относиться к коллегам с позиции наживы, используя арбитражные суды, государственные органы. Это очень плохая тенденция, она может серьезно повлиять на инвестиционный климат, на активность предпринимателей. Мы сидеть спустя рукава не будем», — говорит он.

В полицию предприниматели пишут заявления, предполагая, что в отношении них происходит «вымогательство, совершенное организованной группой или в крупном размере» (ст. 163 УК РФ — до 15 лет лишения свободы). Но «Холидей маркетинг» дает показания, что… компания ничего такого не подписывала и не отправляла.

«Мне показали одну такую претензию, она подписана по доверенности нашим сотрудником Анастасией Абраменко, — рассказал «Новой Сибири» представитель ООО «Холидей маркетинг» Андрей Мельник. — Настя Абраменко — тот юрист, которая вела три дела в 2019 году. Я показал Насте, она говорит: «Ха, подпись не моя, я этого не готовила. Поэтому — извините и идите лесом». Я и полицейским сказал: ребята, встанет вопрос почерковедческой экспертизы, все это доказуемо». Андрей Мельник рассказал «Новой Сибири», что уже давал в полиции показания по заявлению барнаульского ТД «Алтан» (известен по марке макарон Granmulino).

Впрочем, в таком раскладе Наталья Пинигина сомневается: в претензиях каждому конкретному производителю указаны конкретные накладные, суммы, даты. Человек со стороны, считает она, такой информацией просто не владеет.

Удивительно, что буквально неделю назад та же юрист ставила подпись на документах, поданных в суд по интеллектуальным правам. В четверг, 21 января, он отменил решение предыдущих инстанций и вернул на повторное рассмотрение спор «Холидей маркетинга» с производителем детской одежды из Барнаула ООО «Константа», с которой хотели взыскать 2,25 млн рублей за производство ползунков под брендом «Игрята». Об этом сообщил «Интерфакс».

Пока это второе победное дело поставщиков. Остальных это вдохновляет. А в «Опоре России» рады и тому, что грозный брендовладелец уже открещивается от своих притязаний: в конце концов, главное — снять с бизнеса угрозу взысканий.

Впрочем, все уже зашло так далеко, что без определенной уголовной составляющей история уже не обойдется: как минимум полиции придется проверить подписи под досудебными претензиями.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Крупным кредиторам скормят много мелких

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.