Инвесторы долгостроя на площади Маркса надеются, что уголовное дело против бенефициаров строительства поможет найти их деньги.
Судьба очередного долгостроя на многострадальной площади Маркса подошла к критической точке. Занимающий более половины квартала улицы Ватутина между Новогодней и проспектом Маркса общественно-торговый центр «Подсолнух», который начали возводить в 2006 году и должны были сдать во II квартале 2009-го, может быть снесен по требованию мэрии Новосибирска, несмотря на то что в нем переплетены судьбы десятков частных инвесторов, уже несколько лет безрезультатно отстаивающих свои права в судах. Тяжба в итоге настолько запутана, что может тянуться еще годами.
В дни визита в Новосибирск генерального прокурора России Игоря Краснова инвесторы добились приема высокопоставленного чина, и теперь их заявление о привлечении контролирующих стройку лиц снова на рассмотрении. Об особенностях ситуации с «Подсолнухом» корреспондент «Новой Сибири» поговорил с представителем группы инвесторов Вадимом Шаталовым.
— Признаки какого преступления предполагают подтвердить инвесторы после прокурорской проверки?
— Мы хотим получить подтверждение состоятельности фактов, которые приводим в заявлениях. Мы считаем, что там есть признаки и мошенничества, и злоупотребления правом. Если в объекте за реальную цену проданы все помещения, а денег нет, — закономерно предпринять меры к тому, чтобы их найти. Если они просто не были заплачены лицами, контролирующими застройщика, — надо привести в соответствие с этими фактами вопросы управления. И тогда просто принять справедливые управленческие решения — реализовать неоплаченные площади и на вырученные средства достроить объект.
— Неужели за столько лет вы не предлагали правоохранительным органам посмотреть на ваши хозяйственные отношения по строительству «Подсолнуха» с точки зрения уголовного права?
— Мы много чего предлагали и много куда обращались, но я честно скажу: получали отписки. Все было стандартно: пишут люди в администрацию президента, письмо спускается в областное правительство, оттуда — в прокуратуру, оттуда — в региональное ГУ МВД, потом в областной ОБЭП, затем в городской, в Ленинского района, а оттуда мы сначала получаем ответ, что они не видят оснований для возбуждения дела, а после жалобы в прокуратуру, снова запустившей этот порочный круг, — что доказательств нет. Ах, да: еще что я не приложил доверенность от других инвесторов.
Когда приезжал генпрокурор, была создана группа по обманутым дольщикам. И хотя мы под эту категорию не совсем попадаем в силу того, что у нас коммерческая недвижимость, — решили попробовать, отправили туда гонцов с заявлением. Как оно дальше пойдет — по этому же кругу или все-таки какая-то проверка будет проведена, — мы пока не знаем.
— Все-таки хоть какие-то положительные результаты у вас за эти годы есть?
— Как минимум мы многое узнали о своем объекте. Например, то, что себестоимость строительства составляла около 30 тысяч рублей за квадратный метр, а застройщик продавал площади гораздо дороже — по 60-65 тыс. руб. за офисные и 80-85 тысяч за торговые. По нашим оценкам, на возведение объекта хватило бы средств от продажи 40-45 процентов площадей.
По официальной информации от застройщика, которая была представлена в судах, плановая стоимость строительства составляла 1 млрд 100 млн, привлечено в объект 1 млрд 83 млн, а потрачено 1 млрд 145 млн. Но арифметика показывает, что это не так, ведь площадей в «Подсолнухе» 34 тысячи кв. м. Даже если посчитать все по минимальной цене, застройщик должен был собрать более двух миллиардов.
— Значит, не все было оплачено или деньги по ходу дела вывели?
— Предположительный ответ на этот вопрос в том, что самые ликвидные и дорогие площади (1 и 2 этажи) застройщик на открытом рынке вообще не продавал. И да, теперь-то мы уже знаем, что они зарегистрированы на бенефициаров строительства. А вот во сколько им это реально обошлось — остается неизвестным.
Мы просматриваем в нашей историю реализации чудовищной схемы: документы о приеме средств от инвесторов уничтожены, документы, подтверждающие возможные факты нецелевого расходования средств и легализации прав собственности на доли, которые не были оплачены или были оплачены неэквивалетно цене, нам недоступны. Их можно вскрыть в рамках уголовного дела.
— А если документов нет, то какие основания для ваших обвинений?
— В 2013 году конкурсный управляющий ООО «Проектная компания «Подсолнух» уничтожил все договоры, составив соответствующий акт. Но из материалов одного из дел Ленинского районного суда известно, что в 2006 году некая компания «Альтернатива А» заключила с застройщиком несколько инвестиционных договоров — всего на 11 959 кв. м. Суммарная цена договоров составляет всего 138,5 млн рублей. То есть средняя стоимость инвестирования в один квадратный метр составила 11,5 тысячи рублей — в три раза ниже себестоимости строительства. А мне лично кажется, что застройщик и этих денег не получил. По крайней мере, сведений об этом мы нигде не нашли. Но площади потом прошли по цепочке владельцев, причем без денежной составляющей — с оплатой зачетом требований, и в итоге оказались у бенефициаров строительства.
Сосредоточив под своим контролем большинство квадратных метров, контрольный пакет, они принимают решения исключительно в своих интересах. Сейчас, например, пытаются взыскивать с нас средства на достройку. Тут вопрос даже не в том, что мы снова должны платить (хотя для многих инвесторов суммы получаются неподъемными), — дело еще и в том, что, как мы считаем, они голосуют метрами, которые не оплачены. Ведь если бы они были оплачены, денег на достройку бы и так хватило.
— На чьей стороне суды?
— В арбитражном суде уже оспорена правомерность регистрации 16 процентов площадей, которые голосовали за дополнительные взносы: мы смогли доказать, что это были места общего пользования, которые обманом зарегистрировали на застройщика, что и позволило составить контрольный пакет. Решение вступило в законную силу, но в суде общей юрисдикции продолжают приниматься решения, обязывающие инвесторов платить.
— Недавно было опубликовано заявление о принятии к производству коллективного иска инвесторов «Подсолнуха» о взыскании с компании, выполняющей функции застройщика, «убытков, причиненных невыполнением и ненадлежащим выполнением принятых на себя обязательств по завершению строительства». Удалось дать ему ход?
— Да. В рамках группового иска мы рассчитываем добиться проведения комплексной строительно-технической экспертизы, которая и покажет все детали по объекту: какой объем работ выполнен и какой объем необходимо выполнить, чтобы объект был завершен. Сегодня это неизвестно. Кроме этого, инвесторы уже получают исковые заявления от мэрии Новосибирска о сносе объекта. Договор аренды земли закончился, объект незавершенного строительства находится на муниципальном участке, поэтому у города есть все права изъять участок вместе со всем, что на нем стоит, продать с торгов, а вырученными деньгами покрыть затраты на аукцион, долг по аренде с момента прекращения договора. А остатки, если они будут, распределить между собственниками.
— Что вы тогда будете делать?
— Есть у нас в законе такое странное, по сути, никакими рациональными доводами не объяснимое несоответствие между инвесторами коммерческих и жилых объектов. Так что обманутых дольщиков снос «Подсолнуха» формально не добавит. Но, я вас уверяю, несчастных, отчаявшихся людей, готовых на протесты вплоть до голодовок, в городе прибавится.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: