Ущерб природе от Кудряшовского свинокомплекса сократился в 1000 раз, производство мяса — почти вдвое, бывший директор — в СИЗО.
От первоначального обвинения в трехмиллиардном ущербе природе на бывшем директоре Кудряшовского свинокомплекса Владимире Гавриленко осталось только три миллиона. С учетом того, что речь все же идет не о насильственном преступлении, а обвиняемый ранее не судим, все вполне могло бы закончиться административным штрафом. Но нет: суд и обвинение считают потенциальную опасность от присутствия топ-менеджера среди свободных людей настолько высокой, что оставляют его на скамье подсудимых.
Вопрос решался на этой неделе, 10 сентября. Владимир Гавриленко ходатайствовал о замене уголовного преследования на судебный штраф. Колыванский районный суд в удовлетворении отказал. «Рассмотрение уголовного дела продолжено по существу», — резюмировала пресс-служба суда.
Дело было громким и резонансным с самого начала. В мае 2022 года поднялся шум о слитых в речушку Амба «тоннах свиной жижи». Характерный запах навоза от водоема подтвердила прокурорская проверка. Источником назвали новую производственную площадку свинокомплекса, расположенную в двух километрах от реки. Уже в октябре главу предприятия задержали и предъявили ему обвинение в загрязнении вод, порче земли, уничтожении или повреждении лесных насаждений (ст. 250, ст. 254 и ст. 261 УК РФ соответственно). Следствие заявило, что по указанию директора работники произвели слив продуктов жизнедеятельности животных за пределы предназначенной для их хранения лагуны, в результате чего все и произошло: загрязнение Амбы, земли около нее, повреждение лесных насаждений, гибель рыбы. Ущерб участкам оценили суммарно в 1,7 млрд рублей, лесным насаждениям — в 3,1 млн, Амбе — в 1,1 млрд, рыбе — в 119 млн.
Свинокомплекс свою причастность к происшествию отрицал сразу, директор, с осени 2022-го ждавший своей участи в СИЗО, вину не признавал. В апреле 2023-го следователи и прокуроры закончили с обвинительным заключением. А 3 июня 2024 года стало известно, что Колыванский районный суд уголовное преследование частично прекратил. Формально — за истечением сроков давности по статьям 250 и 254 УК РФ (отравление реки Амбы, мор рыбы и порча земли). Фактически — потому что преступления оказались небольшой тяжести. (Читай — оценка ущерба сильно не совпала с реалиями.)
Таким образом, медведь, от которого ждали кровопролитиев, опять съел чижика. Точнее, еще не съел. Избежать этой участи можно было, спустив на тормозах оставшееся обвинение. За три миллиона ущерба, который уже погашен, для впервые судимого, даже с учетом того, что по этому обвинению сохраняется средняя тяжесть, уголовка может быть заменена на судебный штраф. Но не получилось.
В том, что природу надо любить, а вор должен сидеть в тюрьме, никто и не сомневался. Вопрос — какой ценой. Еще два года назад Владимир Гавриленко был молодым топ-менеджером, делегированным крупной сибирской агропромышленной группой «Сибагро» в Новосибирскую область на важный проект развития — в региональное предприятие, объединяющее растениеводство, производства кормов, свинины и мясопереработку. При нем запускались новые мощности свинокоплекса на 160 тысяч, которые должны были увеличить объем производства свинины до 95-100 тысяч тонн в год и создать 150 новых рабочих мест в Колыванском районе. Теперь он подсудимый, которому за оставшиеся от принципиального обвинения эпизоды с учетом времени, проведенного в СИЗО, уже вряд ли придется страдать от реального срока.
Это одна часть цены. Вторая в том, что как минимум полтора года «Сибагро» держит на паузе реконструкцию старой площадки свинокомплекса — в Криводановке. Весной 2023 года ее освободили от поголовья для того, чтобы фактически снести и построить заново, уже по современным технологиям. Но все работы остановили. В результате, выяснила тогда «Новая Сибирь», сопоставив данные Новосибирскстата и минсельхоза, регион потерял 234 573 свиньи, или 42,8 процента поголовья этого животного.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Поголовье свиней в Новосибирской области сократилось почти вдвое – возможно, надолго