3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
Дело в том, что «ненормативная лексика» – понятие несколько более широкое, чем просто нецензурная лексика (брань). Оно включает в себя и такие понятия, как «жаргон» и «сленг», которые в отличие от нецензурной лексики не являются запрещенными к употреблению в общественных местах, не воспринимающиеся как асоциальное поведение, но, тем не менее, выходят за рамки общепринятых норм речи.
Ни для кого не секрет, что жаргон и сленг характерны для определенных социальных групп, выделяемых по возрасту, профессиональной принадлежности, роду деятельности или хобби. Те или иные сленговые выражения нередко становятся частью повседневного общения.
Другое дело – та часть ненормативной лексики, которая представляет собой нецензурную брань. Эта лексика именуется также как бранная или матерная лексика. Несмотря на то, что в русском языке существует всего 3 или 4 корня матерных слов (лингвисты расходятся здесь во мнении), образуют они довольно широкий спектр слов. Подобные слова не допускаются к употреблению в общественных местах, а также в СМИ.
Многие лингвисты и психологи сходятся во мнении, что матерные выражения являются энергетически и эмоционально сильными. Кто-то засилье речи нецензурной лексикой связывает с оскудением словарного запаса, кто-то – с распущенностью, вседозволенностью и отсутствием действенных регуляторов. Однако, большинство психологов сходятся во мнении, что чаще всего матерные выражения являют собой спонтанную речевую реакцию на нестандартную или неожидаемую, непрогнозируемую действительность. То есть, в подобном случае, нецензурное выражение – некий элемент психологической разрядки, антистрессовая реакция
Искоренить ненормативную лексику просто запретом невозможно. Нужен сильный внутренний самоконтроль, возможность выразить чувства или свое отношение к окружающей действительности иначе. Проблемой современного общества становится и употребление матерных выражений подростками, которые буквально «сыплют» им в разговоре со сверстниками.
Так как же бороться с нецензурной бранью? Наряду с мерами воспитательного характера, работой над самоконтролем, более вдумчивым построением воспитательного процесса в семье, поддержкой со стороны системы образования и государственных органов требуется и целенаправленная государственная политика в области семьи и культуры.
На Руси, к слову, на законодательном уровне применялись меры наказания к злостным сквернословам еще во времена Ивана Грозного. Тех, кто злостно сквернословил в публичных местах, могли подвергнуть даже порке.
Хорошо, что в этот день мы можем обратить внимание на чистоту нашего языка. Мы живем в такое время, когда ненормативная лексика стала чем-то обыденным. Иногда смотришь, с виду приятный человек, а как заговорит – лучше бы молчал… В Библии такая речь сравнивается с гнилью: «Пусть с вашего языка не сходит никакое гнилое слово. Говорите только доброе, то, что укрепит других…» (Эфесянам 4:29). Сказанные нами слова могут укрепить или, наоборот, разрушить взаимоотношения с другими и повлиять на нашу репутацию.