Анатолий Степанов: Главный эффект цифровизации — система управления

0
3261

Руководитель агропредприятия из Колыванского района рассказал о практике цифровизации производства — оказалось, это выгодно. 

ОДНИМ из заметных событий V Новосибирского агропродовольственного форума, прошедшего с 5 по 11 ноября, стал круглый стол на актуальную тему — о точном земледелии и использовании в сельхозпроизводстве беспилотных технологий. Ключевым его участником стал Анатолий Степанов — председатель Ассоциации сельхозпроизводителей Новосибирской области и руководитель сельхозпредприятия «Соколово».

Хозяйство, работающее в Колыванском районе Новосибирской области, участникам круглого стола представили как одно из передовых не только в регионе, но и в стране. С оценками масштабов своей славы Анатолий Антонович не согласился, но его рассказ о том, какие технологии используются в хозяйстве, вступает с этой скромностью в некоторое противоречие. «Новая Сибирь» публикует основные тезисы его выступления.

— Мне не хочется участвовать в каких-то первенствах, потому что сравнивать можно только сравнимые данные, а таких в нашем регионе мало. Я даже официально написал письмо об отказе от участия в областном соревновании. Внедренная нами цифровая система управления дает нам реальную картину, в отличие от сложившейся практики, в которой показатели, не секрет, не всегда точны, а порой и просто подгоняются под заданные параметры. И это самый первый результат цифровизации, на внедрение и развитие которой мы поставили в 2009 году.

Тогда это было интуитивным решением. Его требовала новая техника, которую мы приобрели. Вместе с ней в наш обиход вошли такие понятия, как GPS, спутниковая навигация и так далее. Теперь у нас есть спутниковый мониторинг, электронные карты полей, электронная весовая, исключающая человеческий фактор из системы учета, мониторинга и отчетности движения товарного потока. Появилась телеметрия — удаленный контроль за режимами работы агрегатов. Канули в вечность такие понятия, как записные книжки, учетные блокноты и прочая прелесть, которая приводила к двойному учету.

В 2015 году мы в первый раз попробовали в качестве инструмента для агрономов беспилотники. Специалисты получили возможность дистанционного наблюдения за процессом вегетации в течение всего периода развития растений. Пришли спутниковые снимки. Появились собственные метеостанции — у нас их две сейчас. Глобальное метеообеспечение не дает нам такой точности, как собственные метеостанции, которые интегрированы в нашу систему и позволяют в онлайн-режиме управлять производственным процессом, ориентировать его с учетом климатической составляющей.

Наше производство по ходу развития прошло путь от цифровизации отдельных технологических операций к мощной управленческой системе. Стандартная схема управления изменилась коренным образом вместе с классическим функционально-административным делением на службы главного инженера, технического директора, главного агронома, главного экономиста и так далее.

Сегодня каждый участник технологического процесса у нас на связи. В сезон это около 150 участников. Специалисты, полевые звенья, переработка зерна и так далее охвачены тотальным контролем с помощью радиофикации и навигации. Мы всех видим, слышим и снимаем технологические параметры. Не скрою, пришлось перешагнуть психологический барьер — сначала все это было принято в штыки, но все быстро поняли: без этого управления не будет.

Наши поля сегодня — это технологические траектории с точностью 2,5 сантиметра. Каждое поле раскроено по всем технологическим операциям. Что на выходе? Естественно, повышение производительности на некоторых процессах в разы, потому что нет ничего лишнего.

С точки зрения управляемости процессов и прозрачности показателей приведу понятный многим сельхозпроизводителям пример — переход на государственную информационную систему «Зерно». Мы совершенно спокойно, просто на автомате, без переключения и перестройки в нее вошли. Я не представляю, как это было бы возможно, если бы мы работали по старинке.

Сегодня мы видим перспективу развития системы до 2030 года — это дифференцированный посев, точечное внесение средств защиты растений и удобрений, искусственный интеллект, соответствующее качество продукции, управление результатом. И я, не выходя из дома, в тапочках, смотрю за производственным процессом.

Про тапочки — это мечта, но она осуществима. Раньше на поле всегда присутствовали руководители: главный агроном и технический директор. Они занимались организацией. На комбайнах мигали маячки, по ним все понимали: у комбайна бункер полон, надо подать ему машину. Теперь вместо этого работает телеметрия — в оперативный центр управления производства передается вся информация о процессе. Мы видим, сколько комбайнов в звене работает, какое расстояние они прошли, какая урожайность, сколько транспортных средств надо. И диспетчер подведет машину для загрузки в нужное место, к нужному комбайну. Результат — резкий рост производительности на поле.

Точно такая же система работает на химобработке. Опрыскиватель подходит к месту, где уже его ожидает подвозчик химраствора. Заправка четыре-пять минут — и поехали дальше. Простои практически сошли на нет.

Главный агроном и технический директор, а вместе с ними и директор по IT теперь работают в оперативном центре управления производством. Без диспетчера оперативного центра управления не происходит ни одно изменение в процессе.

Не являясь агрономом, не смогу объяснить почему, но, как и каждый руководитель сельхозпредприятия, хорошо знаю проблему: неоднородность поля. Даже там, где урожайность переваливает за 50 центнеров с гектара, колебания от минимума к максимуму значительные. Есть участки, которые дают 80 центнеров, а есть — 15. Наша система позволяет нам контролировать ситуацию, выравнивать ее. Точечно реагировать на болезни, сорняки, вредителей.

В этом году начали пробовать использование беспилотников вместо классического опрыскивателя. Что здесь привлекательно? Средства защиты растений экономятся — это факт. По ним эффективность пока не посчитана, но вот данные по воде. При классической химобработке мы тратим на гектар от 100 до 250 литров воды, здесь уходит 10 литров. Эффект достигается от снижения расхода воды, а мы ее сотнями тысяч тонн вывозим за сезон, плюс транспортные расходы, плюс расходы на персонал и так далее. Уже на нынешнем этапе в расчетах на 2024 год мы видим возможность отказаться от первой смены, а это самая проблемная смена, потому что солнце, жара, ветер.

Сжато подводя итог: что дает цифровизация. Вот результаты применения цифровых технологий с 2012 года по 2022. Посев вырос с 480 га в сутки до 861, площадь химобработки — с 1120 га до 2702, обмолот — с 324 га до 760. В операционных днях на наши поля это выглядит так: сроки посева уменьшились с 26 до 15 суток, обмолота — с 39 до 17.

Я думаю, мы еще дальше пойдем и уже скоро будем справляться в оптимальные сроки: сеять любую культуру тогда, когда для нее отведено природой и агротехнологией время, а не тогда, когда погода дает комфортный режим. Но я уже сегодня как катастрофу воспринимаю выход с уборкой в октябрь. Обычно мы все закрываем 10-15 сентября. В этом году — казалось бы, таком проблемном, 18 сентября с поля ушли. А это дает возможность нам параллельно вести и зябь.

Самый важный для многих и мой самый любимый показатель — средняя зарплата персонала. Сегодня она у нас составляет 60 тысяч рублей, причем начисление ведется не по физическим нормативам, а по часам. У нас с 2023 года отменены физические нормативы — гектары, тонны, тонно-километры. Сегодня для нас становятся актуальными отличные от материального мотивационные критерии. На пороге стоит такой, как сопричастность, участие в результате. Именно он определяет размер 13-й зарплаты. А есть еще доплаты за стаж работы, за семейственность и другие важные вещи. Важно, чтобы человек себя чувствовал достойно. Мы, например, ушли от парадигмы, что люди работают на меня. Каждый работает не только на себя, но и на всех. Мы — партнеры. Мы — команда. И добиться этого по старинке не получилось бы — только в рамках новой системы, которая в совокупности называется «цифровизация».

Для меня как руководителя основной эффект цифровизации — это система управления. Можно внедрить телеметрию, мониторинг, контроль товарных потоков или беспилотное вождение трактора. Но это сделать дважды два. Труднее получить информацию о состоянии дел на предприятии. Реальная, объективная, поступающая именно в ту минуту, в тот момент, когда ты в ней нуждаешься. Именно она и мне, и, я знаю, всем руководителям нужна больше всего.

Подготовил Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.