Сопоставление сведений из двух судебных процессов, проходящих в Новосибирске, вскрывает схему, похожую на многоходовую аферу

ВОЛЕЮ случая серия резонансных судебных процессов по делу миллиардера Александра Щукина идет в Новосибирске, и у тех, кто ими интересуется, есть возможность наблюдать, как делаются деньги на шахтах. Впрочем, тут есть два варианта.

Например, за три рабочих дня новокузнецкая шахта «Большевик» выдает на-гора более 12 тысяч тонн, как говорят в новостях, черного золота. Стоит уголь на бирже, смешно сказать, менее ста долларов за тонну. Умножаем одно на другое — получаем представление о средней результативности трех дней работы угледобывающего предприятия с численностью рабочих более 600 человек, исходя из объема производства в 2016 году — 1,6 млн тонн.

В эти же три дня в двух скромных помещениях в Новосибирске судьи рассматривали миллиардные дела, которые с углем вроде связаны, а вроде и нет. Связаны — потому что речь в них идет об активах собственника шахты «Большевик» и многих других предприятий угольной отрасли — Александра Щукина. А не связаны — потому что приобретатели этих миллиардов в шахтах не парятся.

«Новая Сибирь» давно следит за судьбой капиталов бизнесмена Александра Щукина. Его называют одним из участников рейтинга личных состояний, выпускаемого журналом Forbes, совладельцем холдинга «Сибуглемет», владельцем ряда кемеровских компаний и нескольких шахт. Сейчас уже немного подзабылось, что совсем недавно Александр Щукин в кемеровских газетах фигурировал со званием «миллиардер из забоя» — в том смысле, что он из тех людей, кто карьеру в угольном бизнесе делал честно и с азов. Например, в 2008 году, когда на шахту «Полоcухинская» приезжал председатель правительства России Владимир Путин, Щукин встречал его в качестве руководителя предприятия.

В 2016 году Александр Щукин был арестован как подозреваемый по резонансному делу кемеровских вице-губернаторов Алексея Иванова и Александра Данильченко, а также ряда других высокопоставленных чиновников региона. С этого момента на некоторых его предприятиях резко ухудшилось финансовое положение, они мгновенно обросли крупными долгами. Часть активов оказалась под контролем Тимура Франка — доверенного юриста бизнесмена.

Именно с обстоятельствами, связанными с высоким уровнем доверия к этому человеку, и разбираются сегодня суды Новосибирска.

В первом случае арбитражный суд рассматривает иск об отмене торгов, прошедших в ходе банкротства АО «ИТЭК» — инвестиционной компании, в которой сегодня Тимур Франк является единственным кредитором. На этих торгах был продан один из важнейших материальных активов Щукина. Формально — 99-процентная доля в некоем ООО «Альфа». На самом деле «Альфа» не так проста: в ней было сосредоточено большое количество недешевых материальных активов, в том числе, например, компания ООО «ИФК «Энерго».

Но в документации доля в уставном капитале «Альфы» — предприятия с серьезной капитализацией — значилась как дебиторская задолженность. Торги по лоту прошли незаметно, ажиотажа не вызвали. Вырученная сумма составила 39 млн рублей.

Представители Щукина требуют отменить фейковую сделку, поскольку считают, что сокрытие истинного предмета торгов нарушило права как самого Щукина, являющегося акционером АО «ИТЭК», так и других потенциальных участников торгов.

Признаки недобросовестности представители Щукина видят и в том, что выкупил этот актив единственный участник торгов — ООО «Адонис», директором которого является Тимур Франк. Тот самый юрист, который до недавнего времени фактически управлял теми предприятиями, от имени которых сегодня предъявляет к Щукину крупные имущественные иски.

В суде юристы, выступавшие от имени «Адониса» и его директора Франка, заявили, что все было честно и никто никого не хотел обмануть. Однако возражения, представленные в арбитражном суде, буквально на следующий день разбили в пух и прах сами же представители Тимура Франка в суде Новосибирского района, заявив иск ООО «ИФК «Энерго» о взыскании с Александра Щукина более 700 млн рублей. Получается, что компания, которую Тимур Франк купил на распродаже за 39 млн, в случае победы в этом споре принесет ему 700 млн. И даже в шахту спускаться не надо.

Интрига, подвешенная в двух новосибирских процессах, пока так и осталась неразрешенной. Судья арбитражного суда до 26 декабря взяла паузу для вынесения решения о том, считать ли сделку, заключенную втемную, законной и состоявшейся. В суде районном горизонт окончания отнесен еще дальше — до февраля. На заседании выяснилось, что вексель, оплату которого Тимур Франк требует со своего бывшего доверителя, «живьем» никто не видел. Взыскатель не смог предоставить доказательств того, что у Щукина вообще были основания его выписывать. Был ли он должен кому-то такую сумму вообще? Лежала ли в основе векселя какая-либо реальная сделка? Платил ли за него кто-то из участников длинной цепочки фирм, по которой его провели? И почему многие из этих «ооошек» к нынешнему моменту загадочно исчезли? В общем, чтобы найти следы этого фантома, суд сделал дополнительные запросы.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Фото kommersant.ru

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.