Новосибирские эксперты о российской микроэлектронике: Нанометрам нужны триллионы

0
2593

Больной вопрос о состоянии и перспективах российской микроэлектроники обсудил Интеллектуальный клуб НГУ.

Возможна ли микроэлектроника в России или им (отрасли и стране) суждено повторять судьбу героев легкомысленной песенки «Вместе невозможно и врозь никак»? Сложность и актуальность этого вопроса вдохновили Интеллектуальный клуб НГУ на очередное заседание, на котором выступления экспертов внимательно послушал корреспондент «Новой Сибири».

Владимир Исюк на заседании Интеллектуального клуба НГУ. Фото newsib.net.

Тему заявили монументально: «Микроэлектроника России: состояние и перспективы развития». В повестке – три спикера: бывший директор АО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов «Восток» Владимир Исюк, академик РАН и главный научный сотрудник Аналитического и технологического центра «Высокие технологии и наноструктурированные материалы» ФФ НГУ Александр Асеев, академик РАН и директор Института физики полупроводников СО РАН Александр Латышев. Список сам за себя задавал ракурс рассмотрения темы, охватывая все – от науки до производства.

Все ностальгически сошлись на том, что в Советском Союзе микроэлектронике удалялось очень правильное внимание. Александр Латышев сказал, что СССР по объему производства электронных чипов был третьим в мире после США и Японии. Правда, к 1990 году отставание СССР от мирового уровня составляло от 5 до 10 лет, а с крахом страны развитие отрасли практически прекратилось и дистанция начала расти как снежный ком. Однако волей судьбы именно Новосибирск может рассматриваться как база для возрождения: здесь находится уникальный исследовательский институт физики полупроводников и остатки серьезной научно-производственной базы. Владимир Исюк отметил: «Новосибирск имел знаковое значение для развития мирокоэлектроники в тот период. Хороший, серьезный промышленный куст был как раз здесь — НПО «Адрон», «НЭВЗ», «Восток», «НЗПП»...

Сохранить удалось не все, но, например, АО «НЗПП «Восток» продолжает работать. Есть люди, глубоко погруженные в тему, которым не безразлично будущее микроэлектроники в стране. Но оно становится все более призрачным. Владимир Исюк в своем выступлении оценил отставание нашего уровня от мирового в 20-25 лет. В разговоре с корреспондентом «Новой Сибири» нещадно скорректировал оценку до 35-40.

О том, что отечественную микроэлектронику необходимо возрождать, заговорили в 2000-х годах. Государство в лице Минпромторга РФ посулило помощь. В 2019 году была подготовлена комплексная целевая программа развития микроэлектронной промышленности.

«Это была достаточно серьезная, проработанная программа, в ее подготовке участвовали специалисты, которые еще не растеряли свой пыл и дух, — рассказал Владимир Исюк. — Она готовилась полтора года, итоговая стоимость получилась 650 млрд. рублей. Но если мы хотим иметь независимую отечественную мирокоэлектронику, нужно не менее 3 трлн. Таков был базовый сценарий комплексной целевой программы. Наверное, у России есть или должны быть такие деньги, если мы хотим иметь реальную независимую микроэлектронику. Либо они должны быть, либо у нас не будет микроэлектроники».

Программа в конце концов легла «под сукно». Главная причина, считает Владимир Исюк, в том, что почему-то все сразу захотели получать отдачу даже от тех вложений, которые нещадно секвестировали еще на стадии планирования. Но это были нелепые ожидания.

«Микроэлектроника — это не та отрасль, которая может дать сиюминутную прибыль, — продолжает эксперт. — Невозможно ее развивать, основываясь на бизнес-плане: вложил столько-то, получил столько-то и тогда-то. На первоначальном этапе — это убыточное дело. И к нему нужно относится с точки зрения государственной необходимости. Как минимум, в течении 10 лет».

Для сравнения Владимир Исюк привел цифры инвестиций в отрасль, осуществленных за рубежом. Например, тайваньская компания TSMC, один из ведущих мировых игроков, с 2021 по 2024 год вложила в исследования и внедрение их результатов в производство до 10 трлн руб. В итоге ей освоена технология производства микросхем с нормой 7 нанометров. А в Китае государство выделяет на развитие микроэлектроники 100 трлн. рублей, что позволило компании SMIC в 2022 году скопировать достижение TSMC.

В России пока можно говорить о возможности соответствовать норме 90 нм, есть заявления об освоении 65 нм.

А вот Александр Асеев считает, что есть области, где мы по-прежнему конкурентспособны. «По силовым приборам никакого отставания у нас никогда не было. Тоже самое касается СВЧ-связи, — говорит он. — А по фотоприемным устройствам институт физики полупроводников СО РАН работает на мировом уровне».

Определенный свет в конце тоннеля видит и Владимир Исюк. «Сегодня треть всего рынка микроэлектроники все-таки строится на микрочипах 180 нм и выше. Поэтому не надо сразу стремиться к 28 нм. Если правильно выстроить работу, то и со 180 нм, в принципе, треть мирового рынка можно получить», — уверен он.

Буквально накануне встречи в Интеллектуальном клубе НГУ, 27 апреля, в Москве прошло совещание по развитию беспилотной авиации, на котором о колоссальной важности развития беспилотной летательной авиации говорил сам президент РФ Владимир Путин. Он не уточнял, но очевидно, что БПЛА двойного назначения это касается особо. Владимир Исюк считает, что существующих уровень отечественной элементной базы позволяет создавать такие беспилотники, как «Орлан», «Охотник» и другие. Особенно перспективно выглядит разработка БПЛА, которые могут управляться операторами с помощью спутниковой группировки. По СВЧ-электронике и элементной базе для нее у России есть хорошие заделы, которые позволят создавать БПЛА, в одиночку летающие на большие расстояния. А вот чтобы работать в режиме «управляемого роя», требуются огромные вычислительные мощности на современных микропроцессорах и искусственный интеллект, а в этом позиции России откровенно слабые. Как и в производстве оборудования для микроэлектронной промышленности и подготовке для нее кадров.

Максим ТЕТЕР, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирский винтокрыл попал в тренд на беспилотники

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.