Тайна «бронзового» Сокура

0
361

ТЕМА ДОЛГОВ за газ в нашей области не нова. К сожалению, три лидирующих по суммам и периодам задолженности предприятия не поменяли своих позиций. 

Правды ради стоит сказать, что КБУ города Бердска благодаря смене руководства КБУ и вмешательству областной администрации значительно сократило долг. На сегодняшний день сумма просроченной задолженности — 77 миллионов рублей. Подписаны графики погашения долгов, которые неукоснительно выполняются наряду со своевременными расчетами по текущей задолженности.

На втором месте — МУП «Теплосервис» города Оби. Его задолженность составляет 55 млн рублей, и она, к сожалению, продолжает расти. «Бронза» у Сокура. Котельная ООО «Сокурский ТЭС» по задолженности за газ уже третий год в числе «лидеров». На 25 февраля за ней числилось 25 млн рублей.

Возникает вопрос, а каким же образом другим теплоснабжающим предприятиям, работающим в тех же экономических условиях, что и Сокурская ТЭС, удается работать так, что проблем с расчетами за газ не возникает
Возникает вопрос, а каким же образом другим теплоснабжающим предприятиям, работающим в тех же экономических условиях, что и Сокурская ТЭС, удается работать так, что проблем с расчетами за газ не возникает

Каждый случай, безусловно, заслуживает отдельного расследования. «Новая Сибирь» решила начать с конца, подумав, что чем меньше сумма долга, тем будет проще докопаться до истины. Однако, как оказалась, все не так просто. Тайна «бронзового» Сокура, может быть, не так интригующа, как тайна «Бронзовой птицы», но, тем не менее, тоже отдельный детектив.

Первым делом мы обратились к директору ООО «Сокурский ТЭС» Наталье Кругловой.

— Наталья Анатольевна, долг перед поставщиками газа в 25 млн рублей — это немало. Как вы сами можете ситуацию объяснить?

— Три крупных должника по области, и мы самые маленькие. По сравнению с тем же Бердском наша задолженность, можно сказать, — ерунда, — Наталья Анатольевна разговор начинает как можно более дипломатично. — Я объясню. Во-первых, неплатежи населения. Во-вторых, тарифы, которые не позволяют нам собирать достаточное количество денег.

— И как эти проблемы можно решить?

— Смотрите. Что касается должников. Законодательство не позволяет нам просто брать и отключать их. Мы подаем на неплательщиков в суд, суд встает на нашу сторону, мы получаем исполнительные листы и отдаем их судебным приставам. В сельсовете же нам говорят: «А мы не можем никуда выселить должников, у нас нет резервного жилья».

И обрезать подачу тепла им тоже нельзя. Конечно, сельский совет со своей стороны пытается решить проблему. Адресно обращается к должникам, беседует с ними, но особого результата пока не видно.

Вторая проблема — это низкие тарифы. Точнее, можно сказать, что это первая проблема. Даже если бы неплательщиков было бы меньше, денег все равно бы не хватало. Не знаю, почему так сложилось именно в нашем регионе, может, особенность у нас такая, но у нас рост тарифов ограничивается ростом платежеспособности граждан. В других регионах разницу, если она возникает, компенсирует областной бюджет. Нам объясняют, что вы частное предприятие и бюджет не может помогать вам дотациями. В итоге к началу этого отопительного сезона мы пришли с задолженностью, и поставщики не хотели нас подключать к газу. Единственное в этой ситуации, что могла сделать для нас область, — повлиять на поставщиков. Вышло постановление чуть ли не самого губернатора, чтобы нас подключили к газу.

Еще один момент. Перед началом отопительного сезона перед нами возникла дилемма: рассчитаться за газ с поставщиками либо реконструировать котельную 1976 года постройки. Мы выбрали второе. В результате отопительный сезон прошел, слава Богу, без эксцессов, но долги остались.

Допустим. Давайте поднимемся на шаг выше, на уровень поселковой власти.

— Проблема, о которой вы спрашиваете, — наша головная боль, — отвечает глава поселка Сокур Петр Дубовский. — Поэтому мы создали специальную комиссию во главе с заместителем главы администрации. Была выполнена работа по уведомлению должников. Члены комиссии посещали их и по месту работы, и по месту жительства. Были направлены уведомления руководителям предприятий, где работают должники. Вместе с полицией — участковыми-уполномоченными — мы посещали должников на дому, вели беседы. Семьям, которые нуждаются в социальной помощи, эта помощь была оказана, чтобы они могли погасить задолженность перед ЖКХ.

Комиссия работает на постоянной основе, и каждую неделю мы отправляем отчет в администрацию района. Это тем более необходимо, так как по данному поводу было письмо министра строительства и ЖХК области Дениса Вершинина. Письмо о том, что работу по сбору платежей за услуги ЖКХ надо усиливать.

ООО «Сокурский ТЭС» является частной компанией, и дотировать ее из бюджета мы не можем. Плюс к этому у нее перед нами имеется долг 4 млн 240 тысяч рублей. Эта задолженность «тянется» с 2010 года. Тогда из нашего бюджета была выделена котельной помощь на погашение долгов за теплоснабжение ряда объектов. Собственники котельной с нами до сих помаленьку рассчитываются. Для них, конечно, это не основной долг. Гораздо больше они должны поставщикам газа и компании, осуществляющей ее транспорт, — «ГазТранс- Ком». И проблема уже зашла настолько далеко, что «ГазТрансКом» подал заявление в арбитражный суд о признание Сокурской ТЭС банкротом… На сегодняшний день, как я знаю, это процесс пока приостановили.

— Приостановили? Почему?

— В настоящий момент решается вопрос о том, что на котельную придет новый собственник, который готов приобрести предприятие вместе с долгами, сделав их реструктуризацию и предложив программу, как можно вывести ТЭС из тупика. Буквально две недели назад мы с главой района встречались с новым потенциальным владельцем котельной…

— Кто это — говорить еще рано?

— Я бы не стал. Чтобы не сглазить. В настоящий момент они работают, смотрят баланс, производят оценку имущества. Думаю, что буквально после 8 марта выйдем на областное правительство с отчетом о том, что сделано. Министром Вершининым нам было дано две недели, чтобы найти выход из ситуации и утрясти все спорные моменты. Ну а после того как все утрясется, дело, как и предполагалось, по иску «ГазТрансКома» уйдет в арбитражный суд.

— Петр Михайлович, а как вы оцениваете работу нынешнего собственника ООО «Сокурский ТЭС»? В чем его проблемы? Ну, условно говоря, может быть, штаты были раздуты, зарплаты завышены?..

— Да нет. Когда они приступили к работе, они оставили на местах работников ИТР, работников котельной и работников участков теплоснабжения и водоснабжения. То есть тех людей, которые необходимы для предприятия, без кого оно просто не сможет работать. Ничего лишнего нет. Возможно, у них есть недостатки, но, с другой стороны, сбор задолженности за услуги ЖКХ в Сокуре самый высокий в районе. Практически 95-97 процентов. Значит, дело не только в недоборе, значит, есть и объективные причины. В прошлом году, например, причиной недобора стала установка приборов общего учета тепловой энергии в наших многоквартирных домах. После этого платежи котельной упали практически в два раза. Предприятие недополучало порядка 400 тысяч рублей в месяц. Как в такой ситуации работать, я не знаю. Может быть, следующий собственник котельной предложит какой-либо более оптимальный вариант…

Перейдем еще на шаг вверх с поселкового уровня на районный. Нам удалось дозвониться до председателя Совета депутатов Мошковского района Александра Нарушевича. Беседу с ним мы начали с тарифов, возможно, все дело действительно в них?

— Что касается тарифов. Мы в свое время обращались по этому поводу в департамент по тарифам, и нам пришел ответ, что расчетная составляющая тарифа на тепловую энергию проверена экспертами и недоверия не вызывает.

Почему мы это делали? Представители Сокурской ТЭС жаловались нам: поскольку, мол, у них есть выпадающие доходы по выработке тепловой энергии, то администрация района могла бы взять эту нагрузку на себя. Доверять только их словам мы, конечно, не могли. Без расчетов, подтвержденных департаментом по тарифам, районный бюджет не имеет права тратить государственные деньги на покрытие выпадающих доходов для частной организации.

— Понятно. А что вы можете?

— Единственное, чем мы можем помочь, — это встречи с населением. На административных часах, которые проводим в том числе и в Сокуре, депутаты всегда поднимают вопрос о необходимости бесперебойного обеспечения населения газом. Наша задача — убедить население, чтобы оно своевременно оплачивало коммунальные услуги. Только в этом случае мы можем быть уверенным что услуги по обеспечению нас горячей водой и теплом будут качественными.

Здесь подведем предварительную черту. Какие вопросы возникают?

Первый. Почему в Бердске, Оби, Сокуре такая картина, а на большинстве котельных области и Новосибирска все нормально? Почему там удается работать, не нарушая законодательства РФ и условий договоров?

В свое время кто-то из заместителей губернатора сказал, что все дело в профессионализме. Доказывал он это на примере Бердска: там, дескать, местная власть за последние несколько лет просто «деградировала даже в умственном плане, развитии». Что там приходится «людей учить азам управленческой работы. Что нужно каждый день вывозить из дворов мусор, что нужно собирать бумажки вдоль дорог, что нужно косить газоны, что нужно следить за светофорами, что нужно элементарно убирать подъезды».

Если отталкиваться от этого, то значит, что Бердску, Оби и Сокуру просто пора изменить подход к процессу обеспечения теплом и горячей водой. Что пора попытаться перенять опыт от профессионально подготовленных команд управленцев из других муниципальных образований и теплоснабжающих предприятий области?

Далее хорошо видно, что набор рычагов воздействия на ситуацию у местной власти не очень-то велик. Ходить с полицией и уговаривать должников при общем уровне оплаты в 95-97 процентов не представляются делом особо конструктивным. За всем этим чувствуются какие-то системные ошибки.

Следующий момент — это то, о чем говорил Петр Дубовский. Что после установки в домах приборов учета у поставщика тепла и горячей воды доходы упали в два раза. Разве это нормально? Значит, основные потери тепла происходят при транспортировке теплоносителя? Профильные структуры районного, областного правительства должны были это предвидеть, просчитать и минимизировать возможные потери для всех. Но, судя по всему, сделано это не было…

Кроме того, возникает вопрос, а каким же образом другим теплоснабжающим предприятиям, работающим в тех же экономических условиях, удается работать так, что проблем с расчетами за газ не возникает? Как сообщила Оксана Ильина, заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», в области достаточно предприятий коммунального комплекса, которые своевременно рассчитываются. Например, ООО «Прогресс» в Искитиме, Промышленный сельсовет в Искитимском районе, МУП ДЭЗ ЖКХ Кубовинское Новосибирского сельского района, Предприятие «Тепло» в Татарске.

«Новая Сибирь» продолжит следить за развитием событий.

Валерий СМОРОДИНОВ, Полина ПОЛЯКОВА, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.