Землю пахать, но крестьян не мучить

0
1232

Областные депутаты одобрили курс региона на возвращение в сельхозоборот залежных земель, но напомнили, что перегибы в этой работе опасны. 

НОВОСИБИРСКАЯ область решительно движется к инвентаризации всей неиспользуемой сельскохозяйственной земли и возврату ее в оборот. По информации регионального Минсельхоза, сегодня обследовано 3,8 млн га пашни и неиспользуемыми из них признано 1,1 млн (28,5 процента).

«Полмиллиона заброшенных гектаров могут быть возвращены в состояние пашни без особых финансовых вложений, — прокомментировал врио министра Евгений Лещенко, выступая с отчетом о ходе внедрения автоматизированной системы учета земли на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области. — Еще 200 тысяч гектаров потребуют серьезных финансовых затрат, оставшиеся 400 тысяч имеющимися у нас техническими средствами ввести в оборот не представляется возможным».

Члены комитета узнали из отчета, что область распахивает залежи десятками тысяч гектаров ежегодно: в 2017 году возвращено в оборот 50,1 тыс., в 2016-м — 40,3 тыс., а на нынешний год запланировано 34,7 тыс. га. Меньше всего доля залежных земель в Кочковском районе — 1,8 процента, а больше всего в Кыштовском — 80,8 процента. При этом, например, даже в самом, казалось бы, привлекательном для производства сельхозпродукции Новосибирском районе, буквально окружающем такой привлекательный рынок сбыта, как полуторамиллионный город, без плуга остается 23,8 тыс. га.

ЭТИМИ данными стало возможно оперировать благодаря автоматизированной информационной системе учета и мониторинга сельскохозяйственных земель, созданной в 2015 году. К концу прошлого года в нее внесены данные из всех тридцати районов, но они пока не полны.

Рассказывая о мерах воздействия на нерадивых пользователей земли, которыми располагает власть, министр раскрыл весь арсенал — от проверок и штрафов Россельхознадзора до применения повышенной налоговой ставки. Правда, все они, увы, не дают убедительного результата. «Общая сумма доначисленного земельного налога в 2012—2016 годы составила более 3 млн 700 тыс. рублей, — сказал Евгений Лещенко. —  Суммы получились не очень значительными, поэтому данному направлению работы уделяется особое внимание».

Наверное, именно в этот момент и произошел перелом в настроении законодателей, до сих пор эмоций не выражавших. «Мы распахали и засеяли заброшенные земли, затратили бешеные деньги на это и потом получили обвал цен по зерну, — проиллюстрировал вопрос зампредседателя комитета Глеб Поповцев. — Может быть, нет смысла бежать впереди паровоза? Может быть, сделаем сначала анализ того, что мы производим, и потом уже будем верстать планы ввода земель?»

Его поддержал депутат Юрий Бугаков: «А вообще нам нужно осваивать эти земли? Сегодня девать некуда урожай с уже возделанной земли, а если освоим еще миллион гектаров, то стоимость зерна будет три рубля за килограмм. Кто-то эти моменты просчитывает?»

Евгений Лещенко ответил, что введенные земли засеиваются не только пшеницей, но и высокомаржинальными, экспортно-ориентированными сельхозкультурами, площадь под которыми растет более существенно, чем под зерновыми. И добавил, что мониторинг именно для того и проводится, чтобы иметь возможность более рационально управлять посевными площадями, ориентируясь на рынок. Но председатель комитета Олег Подойма обмен мнениями остановил комментарием: не стоит бояться введенных залежей — надо выстраивать механизм, который позволит формировать справедливую цену для аграриев Новосибирской области. «Уже сегодня пшеницу покупают по 9 тысяч рублей за тонну, что свидетельствует — производство ее в наших условиях может быть рентабельным», — сказал он. Но зампред комитета Денис Субботин снова вернул разговор к сельским будням, сравнив отдачу от пашни в плодородных регионах с нашей. «У нас земля используется на 70 процентов. Может быть, это говорит о том, что у нас пахать землю невыгодно, неинтересно? Основной ресурс на селе не земля, основной ресурс — это люди, — напомнил он. — Поэтому предлагаю: убрать вообще все проверки, какие только можно. Убрать все штрафы, а людям, которые ковыряют эту землю, — просто хотя бы спасибо сказать, что они там еще живут. И в землю поклониться». — «И уголовную ответственность убрать», — добавил Юрий Бугаков, который совсем недавно прошел через весьма непростую историю: его хозяйство через аукцион получило право аренды заброшенной земли в Ордынском районе, распахало, получило первый урожай, а потом выяснилось, что земля была федеральная. В результате глава Ордынского района получил условный срок, лишь чудом отделавшись амнистией.

«Мы понимаем, что это необходимо, чтобы поставить под контроль характер использования земли и рациональность применения мер господдержки, — подытожил горячее обсуждение Олег Подойма. — Не хотелось бы только, чтобы этот контроль стал дополнительным обременением для крестьянина».

Проект решения комитета в итоге прозвучал так: к сведению информацию министра принять, но крестьян не мучить.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.