Новосибирск вновь отличился как высоконравственный город. Правда, на этот раз это прошло тихо и без скандала.
СЛЕЗАЯ с кактуса, ежик подумал: «Как обманчива бывает природа!» Эта старая и пошловатая шутка жива до сих пор только потому, что тема «ежи и секс» людей действительно волнует.
Кого из нас не беспокоило, больно ли им, когда они «это»?.. Выставка «Каждой твари по паре», которую привезли на гастроли в Новосибирский краеведческий музей, наглядно иллюстрирует ответ, до которого большинство взрослых людей уже дошли своим умом: наверняка если и больно, то не сильно. Ведь иначе не было бы ежат.
Но выставка вся исключительно об этом. В экспозиции представлены совокупляющиеся ежи, кабаны, бобры, зайцы... Художественная ценность произведений невелика, но ведь это вам и не яйца Фаберже, а законсервированные мгновения живой природы. А потому уж какие есть.
Консервировал их кандидат биологических наук, таксидермист Павел Глазков из Санкт-Петербурга. Человек, широко известный своим увлечением, темой брачного поведения животных интересующийся со студенчества. Он даже снимает документальные фильмы «Каждой твари по паре». Пишут, что ради того, чтобы снять ласки бобров, ему однажды пришлось съездить в Бобруйск.
Сам он заявляет, что цель у него совсем не порнозоофилическая. «Если говорить с научной точки зрения, выставка посвящена репродуктивному поведению животных. Это и ухаживание, и спаривание, и беременность. Здесь есть таксидермические изделия и произведения искусства из моей личной коллекции, которые я сам собирал».
Кроме просветительской, выставка, очевидно, имеет и хорошую коммерческую составляющую. Сам формат обрекает предприятие на успех. Организаторам остается только как-нибудь показательно и деликатно донести до уважаемой публики, что именно вытворяют пушистые твари в рамках экспозиции.
Донести помогли наши знаменитые новосибирские непримиримые борцы за нравственность. Член местного координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и семейных ценностей Иван Квасницкий выступил против. Он про «чучела животных в специфических позах» написал в региональные Минкультуры и ГУ МВД, потребовал проверить содержание экспонатов на соответствие Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и принять меры «по предотвращению правонарушений против детей».
Активиста возмутила возрастная маркировка. У выставки в краеведческом она стоит «12+», а Квасницкому бы хотелось «16+». Он напоминает, что в Питере, где была премьера, было именно так.
Разногласия на этой тонкой грани были довольно вялыми. Одни комментировали, что в школе размножение животных, вообще-то, начинают изучать примерно с 13 лет. Телевизионные программы, посвященные дикой природе, тоже маркируются «12+», а там бывает все еще более наглядно, чем у чучел. Но поборники нравственности тоже нашлись. Мол, все равно это все детей портит и рушит семейные основы.
Кстати, созданную динамику потенциального противостояния тут же подхватила пресса. Столько публикаций, как в Новосибирске, выставка влюбленных чучел Павла Глазкова, пожалуй, еще нигде не собирала. Все это могло еще больше увеличить гнев активистов, но тут выяснилось, что таксидермист женат четвертый десяток лет. Они, кстати, и приехали-то в Новосибирск вместе с супругой. Юлия Глазкова так комментирует ситуацию: «Люди, живущие на земле, ведущие натуральное хозяйство, видят это каждый день. И дети их это сызмальства видят, и вырастают люди с естественным отношением к естественным явлениям. Это не наши дети, которые узнают о существовании половой жизни, шушукаясь со сверстниками под партой, или из роликов на YouTube, как о чем-то неподобающем, стыдном, запретном».
Кстати, у Павла и Юлии трое детей. И дай им бог здоровья.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»