Следователи разбираются с концессионером шести школ, а застройщики опасаются, что расплачиваться за него придется им.
Тема преступлений и наказаний в России давно имеет глубинные смыслы, и каждая эпоха добавляет к ней что-то свое. Новосибирская область в 20-е годы XXI века поучаствовала в этом вечном сюжете не единожды, а тут еще и школьная концессия: сегодня ее исполнитель в следственном изоляторе, просроченные и столь необходимые людям объекты заморожены, и бизнес-сообщество опасается, что реальное наказание придется распределять на всех, в том числе и на его добросовестных представителей.
Взявшаяся за строительство шести концессионных школ группа компаний «Просвещение» 3,1 млрд уже получила и потратила их на шесть объектов примерно в равных долях. В итоге к готовности продвинулись на 14-22 процента, да и то если контролирующие органы не смогут обосновать свою позицию, что часть сделанного необходимо сломать и переделать.
Между тем новосибирцы уже внесли эти концессионные школы в свои демографические планы. Имеющиеся учебные заведения переполнены. Региональная прокуратура просто запретила выдавать разрешения на строительство жилья, не обеспеченного социальной инфраструктурой. Застройщиков поставили перед фактом, что им придется ее создание финансировать вместе с городским бюджетом. Сопротивление было бесполезно.
Это одна сторона вопроса. Другая — в том, что кто-то за это должен ответить. В мае 2024 года Отто Сопроненко, руководителя компаний, являющихся исполнителем «школьной концессии», обвинили в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и задержали прямо на выходе с очередного совещания в региональной прокуратуре, а затем и арестовали. На неделе срок ареста был продлен до октября. Вероятность того, что ему удастся выкрутиться, крайне мала. Но это его проблема. А вот вопрос, что будет со школами, — нет. Уже не его.
Когда структура подконтрольной Отто Сопроненко ГК «Просвещение» в декабре 2021 года подписала с Минобразования Новосибирской области концессионное соглашение по этим школам, объемы работ и заявленные сроки вызывали сомнение у многих, но своим магическим сиянием немного успокаивала сумма федерального гранта. В итоге чуда не случилось, плановая дата сдачи — 16 февраля 2023 года — пролетела, а школ нет и в июле 2024-го.
Теперь, когда правоохранительные органы начали считать сумму выделенных федеральных средств похищенной и возбудили уголовное дело, расторжение концессии стало вопросом времени. Если раньше о нем как о каком-то страшном варианте развития событий говорили лишь депутаты, то теперь и вице-губернатор Сергей Нелюбов признал: «Сегодня мы решаем вопрос о возможной замене концессионера. На уровне правительства лично губернатор занимается. Финансирующие организации — Сбербанк и ДОМ.РФ — включены в этот процесс» (цитируется по ТАСС).
Характерно, что, санкционируя уголовное преследование несостоявшегося концессионера, власти предполагали ускорение стройки — в частности, именно так комментировал арест Отто Сопроненко прокурор Новосибирска Роман Сивак. Но стройка не только не ускорилась, а напротив — была совсем остановлена.
Информационное агентство «Центр деловой жизни» замечает: поиск замены школьному концессионеру — это для «основных доноров местных бюджетов, крупных работодателей и двигателей политических процессов», то есть для строителей, хорошо. Каждый из них готов был бы подставить плечо под столь крупную работу, если только «не придётся пускать шапку по кругу для его завершения, а это один из возможных сценариев».
«Ситуация в собственных доходах области стала жестче, чем в последние годы, — констатирует издание. — Избыточных средств нет. Разом достроить шесть больших школ на свои региону будет не по силам. Растягивать строительство на годы будет означать оставить проблему подвешенной».
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Исполнителям новосибирской «школьной концессии» светят «тюремные университеты»