Чилийская картина «Фантастическая женщина» обошла «Нелюбовь» Звягинцева в борьбе за американский «Оскар».
РЕЖИССЕРА из Новосибирска Андрея Звягинцева выдвинули от России на «Оскар» с картиной «Нелюбовь» летом прошлого года. Такое решение было принято на заседании Российского «оскаровского» комитета в Доме кино Союза кинематографистов.
Тогда продюсер Александр Роднянский уверенно заявил, что уфильма есть реальные шансы на победу, поскольку он имеет хорошую прессу, но, с другой стороны, категория иностранных фильмов самая непредсказуемая: «Очень многие говорят, что имеет значение «фактор России», иэто может иметь тоже своего рода влияние. Все пять картин внашей категории имеют шансы. В этом смысле год выдался уникальным».
Сам Андрей Звягинцевоценивалшансы на победу чисто арифметически: «У меня есть два ответа: первый пессимистичный, и это один к пяти, по понятным, думаю, причинам. Второй оптимистичный, и это один к двум. Потому что победит или твой фильм, или чужой».
С самого начала, согласно опросам, лидировала картина чилийского режиссера Себастьяна Лелио «Фантастическая женщина» и вполне закономерно победила. Помимо того, что в ней много лиричности иувлекательности, она соответствует общественным настроениям.
«Нелюбовь» высоко оценили режиссеры Гильермо дель Торо, Майкл Манн, Джоэл Коэн и другие известные кинематографисты. Но на Западе нынче мода не на депрессивные драмы, а на международную толерантность. В прошлом году «Оскаром» отметили Иран, в позапрошлом — Венгрию, еще годом раньше — Польшу. На этот раз даже мультфильм «Тайна Коко», хоть и американский, но на мексиканскую тему, победил в двух номинациях.
Во всем мире в тренде по-прежнему остается также тема однополой любви и романтические истории про трансгендеров — а чилийскому фильму про судьбу женщины-трансгендера придает особую пикантность еще и то, что главную роль там сыграла совершенно аутентичная актриса.
А фильму «Нелюбовь», снятому компанией «Нон-Стоп Продакшн» совместно с западными партнерами и без господдержки, вообще пока не везет с крупными призами. Возможно, ему действительно не хватает — как заметил один из критиков — хотя бы симуляции человечности.
Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»