В межсезонье новосибирские театры строят планы на будущее. Одним из главных событий осени обещает стать Второй Международный фестиваль актуального театра «ХАОС», что пройдет в Новосибирске с 17 по 31 октября 2021 года и включит в себя арт-резиденцию, шоукейс негосударственных театров Новосибирска, программу приглашенных спектаклей и исследовательскую конференцию «Практика кураторства в театре». Форум сгенерирован творческой командой театра «Старый дом» как сложноустроенное и многонаселенное пространство для дискуссии, позволяющее позиционировать столицу Сибири как место развития не только классического искусства, но и искусства XXI века. Раз в два года «ХАОС» собирает в своей афише спектакли актуального искусства и театральные команды, принципиально работающие в разных художественных и организационных системах — государственных и независимых, а также связывающих себя с идеями contemporary art. В октябре на повестке театралов окажется 14 спектаклей из 8 городов России. Как информационный партнер фестиваля «Новая Сибирь» публикует полную программу приглашенных спектаклей.
22 октября, пятница, 19.00
новосибирский драматический театр «Старый дом»
Театр «Практика» (Москва)
Владимир Сорокин
«Занос»
18+
Сорокинская Россия – антиутопия с чеховскими мотивами
Режиссер — Юрий Квятковский
Спектакль по пьесе Владимира Сорокина предлагает новый взгляд на извечный русский миф о власти и насилии как движущем механизме истории. Герои «Заноса» — элита, те, кто успешно встроился в общество, обеспечив себе благосостояние, свободу и неприкосновенность. Их мир — вечный праздник в роскошной подмосковной усадьбе, куда совсем скоро ворвется новая безжалостная сила. Сорокин, великий стилист, сочетает несочетаемое и строит пьесу на многослойной эстетической игре, где главным антигероем становится вывернутый наизнанку язык. И язык оказывается смертельнее любого оружия. «Занос» — это настоящая антиутопия, пронизанная чеховскими мотивами: здесь праздные, безмятежные разговоры накануне неминуемого краха соседствуют с фантастической, но такой знакомой реальностью сорокинской России.
23 октября, суббота, 18.00
большая сцена театра «Глобус»
Театр на Бронной (Москва)
Константин Богомолов
«Бесы»
18+
Режиссер — Константин Богомолов
Спектакль Константина Богомолова — это не версия романа «Бесы», а скорее режиссёрский опыт прочтения прозы Достоевского и результат полемического диалога с автором. Соединяя в одном спектакле различные театральные жанры, режиссёр выстраивает сложносочиненное действие, в котором темы романа Достоевского обрастают дополнительными режиссёрскими сюжетами. Текст Достоевского становится для Богомолова основой для создания собственной режиссёрской драматургии.
«Бесы» – это и детектив, и мелодрама, – рассказывает Константин Богомолов. «Бесы» – это и реалии русской общественной жизни, остающиеся неизменными из века в век. «Бесы» – об исследовании границ и пределов. Об изношенности ценностей. О психическом кризисе цивилизации, кризисе человека и гуманизма. В конце концов, «Бесы» – о конце времени. Об иссякании надежды, смысла и самой энергии жизни».
24 октября, воскресенье, 18.00
большая сцена театра «Глобус»
Театр юного зрителя им. А. А. Брянцева (Санкт-Петербург)
Максим Горький
«Мещане»
16+
Режиссер — Елизавета Бондарь
Легендарная пьеса Максима Горького «Мещане» была написана в 1901 году и стала драматургическим дебютом автора. Действие разворачивается в зажиточном доме Василия Васильевича Бессеменова – доме, уже давно ставшим для его жителей – близких и дальних родственников хозяина, квартирантов и нахлебников – местом угрюмым и несчастливым. Здесь постоянно конфликтуют поколения, сталкиваются разные мировоззрения и разные характеры: но в этих вечных спорах нет победителей. У каждого здесь своя правда, и закостеневший жизненный устав этого Дома-призрака не позволяет прийти к взаимопониманию. Сохраняя близость к мыслям, идеям и тексту Горького, режиссер Елизавета Бондарь выводит на первый план личности героев – показывая, какими они могли бы быть сегодня, какими мы могли бы их узнать.
24 октября, воскресенье, в 14.00 и в 19.00
новосибирский молодежный «Первый театр»
«Пятый театр» (Омск)
«Артем Томилов»
Автофикшн
18+
Режиссер — Артем Томилов
О чём спектакль «Артём Томилов»? Про то, как создаётся спектакль. Про то, как выбраться из неблагополучного района и стать модным режиссером. Про молодость и дерзость. Про сорванные дэдлайны и прокрастинацию. Про девяностые. Про школьный беспредел. Про маму и папу. Про измены и настоящую любовь. Про команду. Про Омск. Про хоккей. Про «Пятый театр». Про вечные вещи. Про возвращение на родину. Про настоящих друзей. Про криминал. Про свободу. Про тебя.
25 октября, понедельник, 19.00
новосибирский драматический театр «Старый дом»
Никитинский театр (Воронеж)
Светлана Алексиевич
«Чернобыльская молитва»
Хроника будущего
16+
Режиссер — Дмитрий Егоров
В книге «Чернобыльская молитва» нобелевского лауреата Светланы Алексиевич собрано множество свидетельств обычных людей, таких же, как мы, которые жили своей жизнью, верили в свою страну, надеялись на свое государство и любили свою семью. Будущее казалось им действительно светлым. И вдруг в один день это будущее исчезло. Мы с вами точно также, как и герои спектакля живем, верим, надеемся и любим. Верим в светлое будущее. Какие выводы нам необходимо сделать из чернобыльской истории, для того чтобы в какой-то момент судьба не сыграла с нами злую шутку, и все планы на завтрашний день не обернулись трагедией?
26 октября, вторник, 19.00
большая сцена театра «Красный факел»
Театр на Таганке (Москва)
Мольер
«Lё Тартюф. Комедия»
18+
Режиссер — Юрий Муравицкий
Мольеровский «Тартюф, или Обманщик» был написан еще в 17 веке, но лейтмотивы пьесы — ханжество, лицемерие и безответственность — всегда были свойственны человечеству в той или иной мере. Все члены семьи Оргона, включая его самого, заняты бесконечным выяснением отношений и упускают возможность увидеть комичность своего быта. На фоне этой суеты появляется он — Тартюф, лжец и обманщик, готовый воспользоваться ситуацией и поставить финальную точку в этой катастрофе. Вопрос напрашивается сам по себе — а не сами ли мы создаем таких «тартюфов»?
«Lё Тартюф. Комедия» — постановка, которая переосмысляет традиции французского фарса, жанра комедии, для которого характерно внешнее проявление комических приемов. Фарс тут проявляется во всем. Режиссерские решения Муравицкого привносят панк-рок эстетику в классическую пьесу Мольера, предлагая сначала посмеяться над собой, а уже потом задуматься о вечном. «Хочется реабилитировать комедию, которую принято считать «низким» жанром, — говорит режиссер спектакля Юрий Муравицкий. ― Смех, как и слезы, имеет очищающий эффект. Дает возможность посмотреть на себя со стороны. Наш спектакль играет с эстетикой площадного театра и его карнавально-фарсовой природой».
27 октября, среда, 16.00 и 19.00
новосибирский драматический театр «Старый дом»
Архангельский молодежный театр (Архангельск)
по мотивам книги «На «Синей комете» Розмари Уэллс
«Папа встретит меня в L.A»
16+
Режиссер — Максим Соколов
Жанр спектакля «Папа встретит меня в L.A» – road movie. Главного героя — 11-летнего Оскара — с отцом, с которым они так любили собирать макеты поездов, разлучает Великая Депрессия. Мальчик становится свидетелем ограбления банка, он впрыгивает в игрушечный поезд, путешествует во времени и вновь встречается с постаревшим отцом, когда над миром застыла уже другая угроза — Вторая мировая война.
«Это такой фильм-путешествие, в течение которого главный герой меняется, проходит инициацию, — рассказывает режиссер спектакля Максим Соколов. — Меня волнует не только тема отцовства, но и то, что происходит с такими мальчиками, такими папами, такими семьями в страшные времена. Что случится, если завтра наше благополучие закончится? Кто первый сойдет с дистанции? Я не очень верю в счастливые финалы. Когда я смотрю фильм с хэппи-эндом, я чувствую себя обманутым. Мне кажется, это история потери папы, потери взрослого, которая за собой ведет потерю всего остального. Отец ведет себя как ребенок – скупает поезда, не понимает, что деньги могут закончиться. И они заканчиваются. Он продает дом, семья распадается. И это спектакль о желании Оскара все восстановить».
27 октября, среда, 18.30
Томский Театр юного зрителя (Томск)
«Дальше»
Опыт
16+
Режиссер — Дмитрий Гомзяков
У спектакля нет литературной основы, но есть важная тема для размышлений. Настало время задуматься о том, что будет дальше. Что будет дальше во всех масштабах — с нами, с обществом, со страной и с миром. Жить по-старому уже не получается, а новое еще не придумано. Мы находимся в той самой точке, когда пора сформулировать, что же дальше. Можно остаться в стороне, занять позицию наблюдателя, но будущее все равно наступит. Просто кто-то придумает его для нас вместо нас.
Поиск новых коммуникаций, общего языка между поколениями для понимания друг друга, сочинение будущего – это то, чем занималась на репетициях команда «Дальше» и то, в чем смогут принять участие зрители, пришедшие на спектакль. Новую работу режиссера Дмитрия Гомзякова можно отнести к партиципаторному театру. Он предполагает, что зрители могут принимать участие в происходящем, но не обязаны это делать. Пространство в «Дальше» решено экспериментально. Зрителям вообще лучше быть готовым к совершенно новым впечатлениям — не зря жанр спектакля звучит как «опыт».
28 октября, четверг, 19.00
новосибирский драматический театр «Старый дом»
Театр post (Санкт-Петербург)
Павел Пряжко
«Комитет Грустящего Божества»
16+
Режиссер — Дмитрий Волкострелов
«Комитет Грустящего Божества» – спектакль по новому тексту Павла Пряжко – обладателя «Золотой маски» и главного драматурга в русскоязычном пространстве. Герои текста Пряжко — Оля и Сергей — относятся к такому типу людей, которых мы привыкли не замечать, воспринимая их как продолжение, дополнение окружающего пространства, как людей, сливающихся с пейзажем. Доверчивые, питающиеся внушаемыми им извне идеями — жертвы политики государства, которые сами перестают обращать внимание на то, как плохо они живут.
В новом спектакле «театра post» на первый план выходит работа с категорией времени — герои «Комитета Грустящего Божества» все время чего-то ждут. Ждут своей очереди в банке, ждут электричку, а, самое главное — ждут, когда на них обратят внимание: их жизни строятся на обсуждении слов и поступков других. Специально созданный для спектакля видеоряд Ивана Николаева подчеркивает процессуальность текста, который сам автор характеризует как «зимний эмбиент — прозрачный и тихий».
28 октября, четверг, 19.00
большая сцена театра «Красный факел»
Театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург)
Музыка и текст песен Пола Гордона, пьеса Джона Кейрда
по мотивам повести Джин Вебстер
«Дорогой мистер Смит»
12+
Режиссер — Алексей Франдетти
Трехкратный обладатель «Золотой Маски» Алексей Франдетти поставит мюзикл Пола Гордона Daddy-Long-Legs, созданный по одноименной повести Джин Вебстер. Автор пьесы — либреттист Джон Кейрд, знаменитый режиссер Бродвея и Вест-Энда («Отверженные», «Дети Эдема», «Кандид»). Мюзикл играют в России впервые. В ролях — обладатели премии «Золотая Маска» Иван Ожогин и Юлия Дякина.
Джуди Эббот выросла в приюте. Одно-единственное событие переворачивает всю ее жизнь: девушка получает стипендию на обучение в престижном колледже от анонимного благотворителя. По условиям соглашения Джуди должна писать тайному покровителю подробные письма о том, что с ней происходит, но ни на одно из них он не ответит. И Джуди пишет, ведь в ее новой жизни столько неизведанного и захватывающего. Но желание узнать, кто же скрывается по ту сторону переписки, с каждым днем становится всё сильнее.
29 октября, пятница, 16.00 и 19.00
новосибирский драматический театр «Старый дом»
Театр «ТРУ» (Санкт-Петербург)
Александр Артемов, Настасья Хрущева
«Горемычные танцы»
Текстоцентричный балет пограничных состояний
16+
Режиссер — Александр Артемов
«Горемычные танцы» — это, в первую очередь, контраст двух слоев, два противоречащих друг другу кода. Не мягкое бормотание, а война слова с действием. В основе постановки — история о том, как пять горемычных мужчин попадают в кризис среднего возраста. Они доходят до самого края и пытаются выбраться. В конце концов их ждет Встреча. А будет ли это встреча с Красной Карлицей или всего лишь с белой лихорадкой – там уж как пойдёт. Много шуток и смеха, слёз и юмора.
29 октября, среда, 18.30
большая сцена театра «Красный факел»
Театр «Красный факел» (Новосибирск)
Марина Крапивина
«Тайм-аут»
Фантазия
18+
Режиссер — Петр Шерешевский
«Людочка», – ласково называют ее подопечные. «Заурядная тетка», – говорит ей дочь-студентка. Люде чуть за 40, она социальный работник и мать-одиночка. С пакетами наперевес она изо дня в день разносит продукты пенсионерам, а по вечерам переписывается в «Одноклассниках». Люда изо всех сил хочет быть счастливой, но вся ее жизнь – затянувшийся тайм-аут, из которого попробуй вырвись. Бытовую историю режиссер Петр Шерешевский превратил в завораживающее «кино» о каждом из нас. Театральная сцена становится лабиринтом-супермаркетом, который обживают персонажи. Крупные планы актеров выводятся в режиме онлайн на большой экран – и зритель может уловить малейшие изменения в мимике, прочитывая не только настроение, но и потаенные мысли героев. «Тайм-аут» – это Зазеркалье, сон, миф, это фантазия о маленьком человеке перед лицом Судьбы.
30 октября, суббота, 18.00
новосибирский драматический театр «Старый дом»
Театральная площадка MOÑ (Казань)
Марина Давыдова
«Умаление мира»
Как мы строим и разрушаем мир при помощи слов
18+
Режиссер — Марина Давыдова
Марину Давыдову в России больше знают как театрального критика и куратора, хотя в Европе она уже хорошо известна как режиссер. Театральный проект для одного ведущего и трех перформеров «Умаление мира» стал ее первым режиссерским опытом в России. В перформансе «Умаление мира» режиссёр Марина Давыдова предлагает отправиться на поиски азбуки нового времени — но сначала посмотреть, как выглядела азбука в прошлом. Художница, вокалист, танцовщица и ведущий, каждый по-своему, рассказывают о том, из чего складывался язык — а значит, и сознание — наших предков, а затем предлагают зрителям самим выбрать слова, отражающие сегодняшнюю реальность. В финале останутся три самых главных слова. Какими они будут, решать вам.
31 октября, воскресенье, 18.00
новосибирский драматический театр «Старый дом»
Театр «Старый дом» (Новосибирск)
Андрей Прикотенко
«Анна Каренина»
18+
Режиссер — Андрей Прикотенко
Роман Льва Толстого «Анна Каренина» необъятен в плане тем, сюжетов и героев. И для того, чтобы приспособить его к драматической сцене, нужно как минимум сделать инсценировку. В случае спектакля театра «Старый дом» Андрей Прикотенко идет дальше. Он выступает не только режиссером, но и автором текста и создает на основе романа самостоятельное произведение, как было с «Гамлетом» Шекспира и «Идиотом» Достоевского. Новая «Анна Каренина» не только интерпретирует сюжет с точки зрения современности, но откроет зрителям удивительные моменты прочтения. Режиссер перенесет действие в наши дни, сократит список действующих лиц и придумает ход, который сделает главную проблему героини — невозможность расторжения брака — вновь актуальной и неразрешимой.
Фото предоставлены театрами-участниками фестиваля