Новосибирский «Красный факел» выпускает первую премьеру 103-го театрального сезона: 26 ноября на большой сцене состоится показ лирической драмы «Сын». Пьесу французского драматурга Флориана Зеллера поставит петербургский режиссер Алексей Слюсарчук. В его интерпретации история сложных отношений внутри распавшейся семьи предстанет во всей своей простоте и сложности, однако спрятаться от своих страхов героям вряд ли удастся, как и услышать друг друга.
Французского писателя, драматурга, сценариста и режиссёра Флориана Зеллера называют «главным вундеркиндом начала нулевых», «большим мастером психологической манипуляции» и «самым ярким молодым драматургом нашего времени». Сначала свет увидели его романы, положившие в копилку тогда еще 22-летнего автора ряд престижных театральных премий вроде Hachette Foundation, крупнейшей французской издательской группы, и номинаций на Гонкуровскую премию. Затем театральный мир взорвали пьесы, ставшие популярными не только во Франции, но и далеко за ее пределами — в Америке, Великобритании, Израиле, Эстонии, Латвии, Японии, России и многих других странах. Окрыленный безоговорочным успехом, Зеллер взялся за киносценарии и смело сел в режиссерское кресло, создавая киноверсии своих же нашумевших текстов с мировыми звездами в главных ролях. В 2020 году состоялась премьера фильма Зеллера «Отец» с Энтони Хопкинсом, а вторая картина — «Сын» с Хью Джекманом — буквально с этого ноября начинает шествие по большим экранам. Оба произведения входят в семейную трилогию (третья пьеса предсказуемо называется «Мама») и привлекают режиссеров сочетанием парадоксальной структуры и многомерной реальности с предельной психологической конкретностью.
Самого же драматурга куда больше занимают проблемы современной дисфункциональной семьи, точнее кризиса традиционной семьи, не способной защитить себя под скальпелем новых вызовов времени. Чтобы писать книги, говорит Зеллер, нужны упорство (терпение), беспощадность (безжалостность) и умение страдать. Последним он щедро наделяет своих героев, пальпируя частную семейную историю и эффектно доращивая до клинической картины знаменитый чеховский парадокс «все внутри и ничего снаружи». Связи между поколениями больше не работают, любовь превращается в созависимость, ответственность оборачивается еще одной формой насилия, а расщепленное сознание одного становится тюрьмой и приговором для всех.
Русскоязычной публике драматургию Флориана Зеллера открыл Норильский Заполярный театр драмы: в 2019 году режиссер Анна Бабанова впервые в России поставила пьесу «Папа». Два года спустя, когда пьесы Зеллера разошлись по отечественным подмосткам, спектакль стал участником фестиваля «Ново-Сибирский транзит» и, быть может, вдохновил команду новосибирского «Красного факела» на свой творческий диалог с популярным драматургом. По версии театра, договоренность о постановке с санкт-петербургским режиссером Алексеем Слюсарчуком была достигнута довольно давно. Изначально предполагалось, что работа пойдет над американской классикой. Однако, столкнувшись с пьесами Флориана Зеллера, постановщик совместно с театром принял решение выбрать одну из них. И справедливо остановился на той, что новосибирская публика еще не видела.
Впрочем, знакомство с другими частями семейной трилогии внимательному зрителю не помешает. Зеллер не только активно использует прием повторения одной и то же сцены, которая от случая к случаю изменяется ровно настолько, чтобы реальность в глазах смотрящего окончательно смешалась в гомогенном коктейле с психозом и вымыслом, но и прорабатывает хитросплетенную систему сквозных персонажей. Имена и детали биографии, в отличие от бытовых маркеров, повторяются. Сын из одной пьесы вполне может быть ребенком семейной пары из других текстов, однако никаких точных указаний автор не дает, сознательно манипулируя параллелями и не позволяя сложить обломки жизней в единую сюжетную линию.
В интервью, предваряющем российское издание своей семейной трилогии, драматург определяет «Папу», «Маму» и «Сына» как «некие автобиографии жизней, которые я не прожил». А режиссер Алексей Слюсарчук справедливо видит в корпусе текстов Зеллера нечто большее, чем удачный набор сознательных приемов и абстрактных конструкций: «Про эти пьесы нельзя говорить “актуально” или “злободневно”, потому что это все про нас, какими мы всегда были и всегда будем, это про человеческую природу, не зависящую от национальности или еще какого-то признака».
Сюжет «Сына» начинается с развала семьи. Отец семнадцатилетнего главного героя уходит от его матери и забирает юношу к себе в новую семью. Развод родителей приводит сына-подростка к тяжелой депрессии и попыткам совершить самоубийство. Кризисное состояние тинэйджера, растерянность родителей, нелегкий выбор – все это, по словам режиссера спектакля, ему во многом знакомо. На кастинге Алексей Слюсарчук подробно разговаривал с каждым актером (в пьесе всего шесть действующих персонажей, из них центральных – четыре) и предлагал пройти некое «психологическое собеседование». Роль, собственно, сына – Николя – досталась влившемуся в этом сезоне в труппу «Красного факела» Ростиславу Самусеву. Именно его портрет украшает черно-белую афишу спектакля, созданную художницей Ольгой Фарафоновой и дизайнером Анной Мезевой.
Плакат повторяет эскизы сценографии спектакля, которая сочленяет в графичном диахроме советский кинореализм 70-х, французскую «новую волну» и «невозможные» картины нидерландского художника Маурица Эшера. В безумстве тонких черно-белых линий легко угадываются очертания знакомых предметов, однако хаотическое мерцание лишь множит иллюзии. Логика пространства и мыслей становится «все страньше и страньше», связь с реальностью растворяется и почти исчезает, — и на этом крючке держатся все перипетии захватывающего сюжета. «Мы прочитали пьесу “Сын” и оказалось, что в ней все очень просто. То есть, сложно, конечно, но сложно, как в жизни, – рассуждает Алексей Слюсарчук. – В нашей реальной жизни, правда, мы умудряемся спрятаться от собственных страхов. Здесь же все потаенное выплеснуто».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено пресс-службой театра «Красный факел».