Новосибирский областной театр кукол вернулся из Казани, где дважды показал спектакль «Королева красоты из Линейна» в программе IV Международного фестиваля театров кукол «Шомбай-fest». Split-драму-фарс в постановке Эльмиры Куриленко жюри смотра оценило на два диплома ‒ за лучшее музыкальное оформление спектакля и за первую постановку пьесы Мартина Макдонаха на сцене театра кукол.
«Шомбай-fest» ‒ международный фестиваль, который проводится в столице республики Татарстан с 2013 года и стремится представить все многообразие кукольного жанра в постановках для детей и взрослых. Режим работы «Шомбай-fest» ‒ биеннале. За это время в гостях у казанских зрителей успели побывать более 50 театров из разных стран. В этом году в «Шомбай-fest» приняли участие 14 театров кукол из России и Беларуси. Команды, работающие в разных системах, техниках и направлениях, показали зрителям 18 спектаклей. Помимо одиннадцати «классических» показов в зрительных залах, публика увидела постановки, которые изначально были придуманы и сделаны для уличных представлений. Для воплощения уличных сюжетов у фестиваля появилось свое театральное пространство под открытым небом.
«В этом году фестиваль вышел за границы театральных стен, теперь спектакли будут идти не только на сцене принимающего театра «Экият», но еще и в Цветочном парке, — отметила на открытии форума заместитель министра культуры Татарстана Юлия Адгамова. — Но самое главное, что у фестиваля появляются новые друзья. Они приезжают в Казань из разных уголков России, чтобы подарить нам свои замечательные спектакли. Растет и профессиональное мастерство. Участники смотрят на лучшие образцы работ коллег, учатся на них. Дает свои рекомендации и компетентное жюри. А мы как принимающая сторона показываем, что театр кукол — это не только для детей, но и для взрослых».
Новосибирские артисты дважды сыграли на казанской земле свою недавнюю «взрослую» премьеру ‒ спектакль «Королева красоты из Линейна» ‒ первую и пока единственную кукольную интерпретацию популярной пьесы ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Впрочем, справедливости ради следует добавить – на профессиональных подмостках. Первая студенческая версия вышла на пару лет раньше: и воплотила ее вместе с будущими артистами-кукловодами на сцене Учебного театра Новосибирского театрального института режиссер и педагог Эльмира Куриленко. Из той ученической работы, выполненной в камерном формате, и вырос впоследствии полномасштабный спектакль Новосибирского театра кукол – опять-таки в постанове Эльмиры Куриленко, успевший за полгода своего существования принять участие в двух международных фестивалях, ‒ и оба раза оказаться в призах.
На Международном фестивале театров кукол «Перекресток» в Новосибирске «Королева красоты из Линейна» получила специальный приз жюри. Спектакль вызвал бурные обсуждения. Одни театральные критики удивлялись, насколько русским, достоевско-чеховским, оказался этот ирландский Макдонах. Другие признавались в нелюбви к драматургу и в то же время признавали величие его гения, сочинившего такую пронзительно страшную и узнаваемую историю, которая могла произойти не только в богом забытой глубинке Изумрудного острова, но и в любой другой точке земного шара. Третьи удивлялись тому, что давно покоривший драматический театр Макдонах только сейчас добрался до театра кукол. А четвертые изумлялись смелости Новосибирского театра кукол, рискнувшего взять в работу абсолютно взрослый и совершенно противоположный привычному репертуарному движению материал.
«Перенос на сцену профессионального театра этого абсолютно взрослого материала потребовал от дирекции большой смелости, — подчеркнул во время публичного обсуждения спектакля «Королева красоты из Линейна» театральный режиссер и продюсер Давид Бурман. — Это классное сотрудничество и отличный способ поднимать театр. Это реально другая работа, совершенно альтернативная для репертуара этого театра. И это стопроцентный успех, хотя для доведения до совершенства работы в нем – непочатый край. Местами спектакль безумно вкусный. Местами ‒ потрясающе актерски отработанный. Виден профессиональный мощный режиссерский взгляд на пьесу».
Казанский «Шомбай-fest» традиционно имеет конкурсную основу. Каждое выступление оценивает жюри, в состав которого входят ведущие театральные критики России. Нынешним летом судейскую комиссию возглавила театровед, критик, почетный член Российского центра UNIMA Ольга Глазунова. «На фестивале представлены такие разные режиссёры, интересные и самостоятельно мыслящие художники, даже не с точки зрения формы, а с точки зрения сущности темы, что очень важно для меня, — сказала на старте «Шомбай-fest» председатель жюри. — Сегодня всё так обострено, жизнь трудная, всем хочется любви, тепла, тонкости, ума. Я жду спектакль, которой бы затронул струны моей души как зрителя».
Сложно сказать, какие струны души задел у фестивального жюри новосибирский спектакль, но в Новосибирск история про семидесятилетнюю мать и сорокалетнюю дочь, которые люто изводят друг друга под одной крышей, вернулась с двумя наградами. Режиссер «Королевы красоты из Линейна» Эльмира Куриленко получила диплом «Шомбай-fest» за первую постановку пьесы Мартина Макдонаха, а артист-кукловод Олег Бабич – за лучшее музыкальное оформление.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Ларисы ПАСЫНКОВОЙ