В ноябре на площадках Кемерова и Новокузнецка прошел Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра», завершившийся вручением одноименной премии. Лауреатом в номинации «Лучшая пьеса» стала новосибирский драматург Нонна Кротова. Либретто к музыкальной драме «А зори здесь тихие…» обошло шестерых конкурентов и стало лучшим, по мнению жюри крупнейшего театрального форума России.
Национальная премия «Музыкальное сердце театра» и одноименный фестиваль были учреждены в 2005 году в Москве как «единственный из обращенных к широкой зрительской аудитории театральных конкурсов, фокусирующий внимание исключительно на музыкально-драматических спектаклях, современных операх, рок-операх, операх-драмах, саунд-драмах, мюзиклах, опереттах и экспериментальных формах». Изначально конкурс-смотр базировался в столице, но после пандемического перерождения решил путешествовать по тем городам страны, где, по мнению устроителей, хорошо развита музыкальная инфраструктура. В 2021 году «Музыкальное сердце театра» билось в одном ритме с Новосибирском, в 2022 прозвучало в унисон с Екатеринбургом, в этом году привлекло на свою орбиту сценические площадки Кемерова и Новокузнецка. Следующей осенью ‒ отправится в Самарскую область.
В 2023 году на соискание премии было подано рекордное число заявок ‒ 96. В лонг-лист вошли 24 спектакля из 13 городов страны. В коротком списке осталось 21 название, в том числе мюзикл Новосибирского музыкального театра «Опасные связи», претендовавший на десять наград. Высокая конкуренция не позволила спектаклю, представленному зрителям в статусе мировой премьеры, получить награды. Однако жюри конкурса, а это 130 теоретиков и практиков современного музыкального театра, высоко оценило либретто к музыкальной драме «А зори здесь тихие…», написанное новосибирским драматургом и либреттистом Нонной Кротовой.
В творческом багаже Нонны Кротовой десять либретто. Однако премия «Музыкальное сердце театра» стала первой профессиональной театральной наградой автора, символично полученной за драматургический дебют. Тринадцать лет назад известный в Новосибирске журналист и главный редактор популярного еженедельника получила предложение от своего супруга ‒ композитора Андрея Кротова ‒ создать вместе произведение для театральной сцены. Музыкальная драма «А зори здесь тихие» не только убедила всех в серьезных перспективах семейного творческого тандема, но и стала самым популярным сочинением Кротовых.
Сегодня на карте произведения шесть российских интерпретаций на профессиональных подмостках, одно воплощение силами любительской труппы в австралийском Сиднее и множество вариаций на площадках учебного театра. Награды же премии-фестиваля «Музыкальное сердце театра» либретто удостоилось в контексте спектакля Омского государственного музыкального театра. О путешествии рожденной в Новосибирске музыкальной драмы рассказывает драматург Нонна Кротова.
— Помните, с чего началась ваша драматургическая история?
— Первой, новосибирской, постановке уже 13 лет. Она внесена в «Золотую книгу культуры» Новосибирской области. Спектакль по-прежнему в репертуаре. Его очень любят и сами артисты, музыканты оркестра, и зрители. А началось все с того, что моего мужа, композитора Андрея Кротова, пригласил на разговор директор и художественный руководитель Новосибирского музыкального театра Леонид Михайлович Кипнис и попросил адаптировать под формат театра уже существующее произведение – оперу Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие». Андрей предложил не переделывать, а создать новое. На вопрос, кто же сделает либретто, решительно ответил: «Жена напишет!» Пришел со встречи домой и сказал: «Мы же мечтали что-то сделать вместе? Вот, делаем “Зори” по повести Бориса Васильева».
— Предложение было неожиданным, или идея уже витала в воздухе?
— Для меня это был, мягко говоря, большой сюрприз. Но поскольку нам доверили такой удивительный сюжет, подвести театр было невозможно. Помогло консерваторское образование и понимание музыкальной драматургии, а еще – неоценимая поддержка и участие Элеоноры Ивановны Титковой, которая была тогда главным режиссером театра. Для нее этот спектакль стал особенным, лебединой песней. Она приходила на каждый показ, пока это было для нее возможно.
— Когда ваши «Зори» вышли за пределы театрального Новосибирска?
— По договору, мы передали Новосибирскому музыкальному театру эксклюзивное право на постановку на пять лет. Когда этот срок прошел, наши «Зори» сразу поставили в Северском музыкальном театре, а затем состоялись премьеры в Магнитогорске, Барнауле, Саратове и русском музыкальном театре DoReMix в Сиднее (Австралия). Кроме того, в Новосибирском театральном институте несколько курсов подряд брали этот материал в качестве учебной постановки. И вот – новая, омская версия, на которую обратили внимание эксперты фестиваля «Музыкальное сердце театра».
— Вы рассчитывали на победу в своей номинации?
— Фестиваль-премия «Музыкальное сердце театра» – единственный в России, полностью посвященный музыкальному театру и в большой степени мюзиклу. И только на этом фестивале есть номинации «Лучшая пьеса» и «Лучший текст песен» в музыкальном спектакле. То есть, у нас – драматургов, работающих в жанре мюзикла, – это единственная профессиональная премия. И в этом году произошла большая редкость – главный приз в номинации «Лучшая пьеса» получило либретто музыкальной драмы «А зори здесь тихие», написанное довольно давно, но получившее новое воплощение в недавней постановке Александра Лебедева в Омском музыкальном театре, которая попала в шорт-лист фестиваля. Вот представьте – ты пишешь, выходят новые премьеры, и тебе кажется, что ты растешь профессионально и, может быть, вот-вот дотянешься до мэтров, чтобы номинироваться с ними наравне. И вдруг становишься сначала номинантом, а затем и лауреатом престижной награды за самое первое в жизни либретто. Это и удивительно, и очень здорово – значит, что-то удалось сделать важное и хорошее уже тогда.
— Омская версия «Зорь» претендовала нашесть наград. Для «Музыкального сердца театра» это не рекорд, но весьма внушительный результат.
— В числе номинантов, кроме меня, были композитор Андрей Кротов, дирижер Сергей Воробьев, исполнитель главной роли Илья Скляров и актрисы Кристина Дёмина и Анастасия Фёдорова, претендовавшие на лучшее исполнение ролей второго плана. На финальном этапе все спектакли шорт-листа и работы номинантов оценивали академики – это та же система, что и на кинематографическом «Оскаре», когда не жюри из нескольких человек принимает решение, а суммируются баллы, выставленные большим количеством признанных специалистов в этой сфере. Так что статуэтка в форме скрипичного ключа и, одновременно, сердца, которую вручили мне, – это, конечно, общая победа. Моего постоянного соавтора, автора музыки Андрея Кротова – я даже не разделяю нас мысленно, настолько мы творчески спаяны. Директора Омского музыкального театра Нэлли Бут, которая принимала решение о постановке. Режиссера Александра Лебедева и постановочной команды, всех причастных на сцене и за сценой. Потому что не может победить материал, даже хороший, если он лежит у автора в столе. А спектакль, который попадает в самое сердце, – может.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото из архива фотостудии «Твоя история» (Кемерово) и премии-фестиваля «Музыкальное сердце театра», а также Дарьи ЖБАНОВОЙ