Рок-мюзикл «Фома» Новосибирского музыкального театра принял участие в «Золотой Маске». Единственный показ в рамках конкурсной программы главного театрального фестиваля страны прошел 7 апреля на сцене Российского академического молодежного театра. Спектакль претендует на девять наград, однако результаты станут известны только 22 апреля — на этот день в концертном зале «Зарядье» запланирована торжественная церемония вручения премии.
«Невероятная энергия, невероятный драйв, невероятный отклик Москвы, — прокомментировал фестивальное выступление автор либретто мюзикла «Фома», поэт и драматург Константин Рубинский. — Это самое главное и самое яркое впечатление. Мне очень понравилось понимание залом шуток и заложенной в спектакль иронии. Публика была включенной с самого начала, понимающей и тонко чувствующей, что редко бывает на высоколобой «Золотой маске»».
В этом году Новосибирский музыкальный театр принял участие в Российском Национальном театральном фестивале «Золотая Маска» в десятый раз — и это на фоне 27-летней истории конкурса. На сегодняшний день в наградном багаже труппы 62 номинации на соискание отечественного театрального «Оскара», 12 премий и 9 шансов приумножить свои богатства. Девять номинаций для экс-музкома не рекорд, но повторение своего же личного достижения, установленного мюзиклом «Римские каникулы» в позапрошлом году. Оценивать рок-мюзикл «Фома» жюри будет как в актерских категориях (Анна Ставская претендует на исполнение лучшей женской роли, Александр Крюков — на лучшее воплощение главного мужского образа, Никита Воробьев борется за лучшую роль второго плана), так и в плане постановочного решения («Фома» может взять главный приз за лучший спектакль в своем жанре, а также осчастливить в частных номинациях дирижера Александра Новикова, режиссера Филиппа Разенкова, художника Елену Вершинину, создателя костюмов Екатерину Малинину и повелителя световой партитуры Ирину Вторникову).
В рамках «Золотой маски» «Фому» сыграли всего один раз, однако создатели спектакля оценивают прошедший показ как исключительно удачный и энергетически один из сильнейших в прокате. «Я очень рад и считаю, что увидел сегодня лучший вариант этого спектакля, — признался по окончании московского выступления режиссер спектакля Филипп Разенков. — Я почувствовал, что московская публика приняла наш мюзикл. И приняла очень и очень хорошо. Я благодарен труппе. Мы очень выросли на этой работе. Это было полтора года опыта, полтора года пути. На этом история спектакля, конечно, не заканчивается, но нынешняя поездка в Москву — важный этап».
Поддерживает режиссера «Фомы» и директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис: «Мне было приятно, что спектакль, несмотря на все технические сложности, прошел очень чисто, с хорошим драйвом и дополнением. Мне как руководителю также было важно, как примут наш мюзикл зрители. Зрители принимали на «ура» и долго аплодировали. Мне было важно услышать мнение людей, которых я уважаю. После спектакля к артистам нашего театра подошел директор Большого театра России Владимир Георгиевич Урин, благодарил и рассказывал, какие молодцы новосибирцы, что привезли такой спектакль в Москву. Мне было приятно услышать мнение генерального директора фестиваля «Золотая маска» Марии Евсеевны Ревякиной, которая сказала, что лучшего мюзикла за последние годы она не видела. Так что, мне кажется, спектакль прошел очень и очень здорово. И критики, и журналисты, которые его видели благодарили нас за то, что мы привезли такую мощную работу».
«Фома» — главный мюзикловый хит прошлого сезона. Премьера рок-мюзикла по песням и биографии Юрия Шевчука состоялась в декабре 2019 года и перед входом в штопор локдауна сыграна достаточное количество раз для того, чтобы не растерять на самоизоляции форму и обрести внушительную армию поклонников. А уж они у «Фомы» не дремлют. На каждом показе без исключения аншлаг. В зале аудитория самых разных возрастов и культурных ориентиров — от интеллигентных подростков до солидного возраста бородатых «рокеров» и активных пожилых леди, которые в финальном порыве единения вместе со всеми колышут над головами фонариками телефонов. На поклонах — море цветов и фанатов в фирменных футболках: выпущенные в поддержку спектакля мерчи не просто разлетаются с прилавка театральной сувенирной лавки, но и гордо демонстрируются охотниками за трофеями.
Автором идеи и режиссером «Фомы» выступил Филипп Разенков, поставивший к тому времени на сцене Новосибирскому музыкального театра три спектакля, два из которых побывали на «Золотой Маске» и возвратились из Москвы с парой наград на каждую постановку. Однако если в случае мюзикла «Безымянная звезда» премиальные лавры достались дирижеру и исполнительнице роли второго плана, то «Римские каникулы» принесли удачу как всей творческой группе за лучший спектакль в своем жанре, так и режиссеру лично.
Впрочем, если в случае первых шагов на сцене Новосибирского музыкального театра Филипп Разенков брался за потенциальные хиты, то «Фома», конечно, относился к категории «пан или пропал». Ход был насколько непредсказуемым, настолько и дерзким: инсценировать ненаписанную биографию ныне здравствующего артиста. Да еще и выбрать культовую поколенческую фигуру, не замутненную гламуром и нравственными факапами, прочно и весьма успешно вписанную и в контркультуру, и в официальную культуру, что тоже, согласитесь, большая редкость. Масштаб прототипа и бережную реализацию замысла отметил после фестивального показа спектакля на «Золотой маске» генеральный директор Большого театра Владимир Урин: «Должен сказать, что получил совершенно несказанное удовольствие. Говорю это совершенно искренне. Шел сюда и боялся, потому что Шевчук – это моя зрелость, моя жизнь. Когда я увидел на сцене молодых людей, подумал: интересно, как они могут рассказать эту историю? Оказалось, замечательно и талантливо. То, с какой любовью, с каким уважением они делают эту историю, с каким пониманием того, что этот человек представляет в музыкальной культуре нашей страны, — просто удивительно».
Спектакль был создан специально для постановки в Новосибирском музыкальном театре. Дирижером стал уже увенчанный «Золотой маской» Александр Новиков, а продюсером выступил худрук труппы Леонид Кипнис, чья менеджерская хватка позволила разбавить традиционный опереточно-мюзикловый репертуар театра эксклюзивными проектами: от сценических интерпретаций легендарных кинолент («Римские каникулы» и «А зори здесь тихие...» Андрея и Нонны Кротовых) до музыкальных версий шедевров мировой литературы («Вий» по повести Гоголя, «Отпетые мошенники» по рассказам О.Генри).
Для армии поклонников Юрий Шевчук — «камертон, очень точно улавливающий звук времени» и «певец свободы», не только поэт и музыкант, но еще и общественный деятель. Потому и сценическая биография такого артиста должна быть конгениальной, созвучной по степени куража, нерва и искренности. За благословением на театральный подвиг режиссер Филипп Разенков и либреттист Константин Рубинский отправились в Петербург к Юрию Юлиановичу лично. Герой дал «добро», внес некоторые корректировки в пьесу и даже настоял на названии, акцентирующем внимание на «собирательном образе человека, который постоянно ищет справедливости и свободы, и постоянно стремится найти ответы на вечные вопросы». На этом деятельное участие Шевчука в создании мюзикла завершилось. Спектакль, сюжет которого хитро сплетает в цельное полотно биографию музыканта и биографию страны, реальный прототип видел в записи. На премьере же, как и на единственном фестивальном показе в Москве, куда Юрия Юлиановича, разумеется, официально приглашали, не побывал, что только добавляет интриги в сценическую историю «Фомы». «Директор фестиваля «Золотая маска» очень «ругалась», что мы ей не рассказали о нашем спектакле подробно и заранее, — признался продюсер «Фомы» Леонид Кипнис. — Иначе она всеми силами бы уговорила Юрия Шевчука приехать на московский показ. Но мы понимаем, Юрий Юлианович — человек очень скромный, в спектакле очень много личного, а не все личное хотелось бы выносить на зрителя и сталкиваться с этим публично».
Интересен и такой момент: золотомасочный показ «Фомы» сопровождался тифлокомментариями для слепых и слабовидящих зрителей, что стало возможным при помощи специального мобильного приложения «Искусство Вслух», которое позволяет получать представление о происходящем на сцене с помощью тифлокомментирования. Приложение будет доступно и по возвращению спектакля на родную площадку: сформировать полноценный визуальный образ мюзикла теперь смогут и новосибирские незрячие зрители. Для НМТ это не первый опыт освоения цифрового тифлосопровождения. В 2018 году в аналогичной программе принял участие мюзикл «Безымянная звезда».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».
Фото ДАРЬИ ЖБАНОВОЙ