«Первый театр» получил спецприз «За смелость» на фестивале комедии

0
1288

В Нижнем Новгороде подвели итоги II Всероссийского моножанрового театрального фестиваля «Комедiя-фест», в программе которого новосибирский «Первый театр» представил вольную версию шекспировских «Ромео и Джульетты». Трагикомедия в постановке режиссера Алексея Золотовицкого завоевала спецприз экспертного совета «За смелость в превращении трагедии в комедию и за проявленную решительность при преодолении трудностей в пути на наш фестиваль».

Всероссийский театральный фестиваль «Комедiя-фест» родился в Нижнем Новгороде. Нет, не на родине комедии, но в недрах театра, существующего исключительно в рамках одного жанра. Театр называется «Комедiя», вот и выросший из его творческих амбиций смотр-конкурс поставил перед собой задачу расставить все точки над i, то есть исследовать комедию во всех ее проявлениях.

Возраст у фестиваля «Комедiя-фест» буквально детский ‒ в этом году конкурсу исполнилось два года. Однако успехи в нелегком деле постижения комедийного жанра во всероссийском контексте у смотра уже есть. Если на участие в первом фестивале «Комедiя-фест» пришло 63 заявки из 37 городов, то попытать счастье во втором заходе решились 109 соискателей из 60 городов. В итоговую афишу попали девять спектаклей из Краснодара, Вологды, Ижевска, Южно-Сахалинска, Москвы и Новосибирска. Как шутят организаторы, «география настолько широкая, что по диагонали можно всю страну посмотреть».

В нынешнем фестивальном наборе ‒ комедии по классической и современной драматургии, а также детективные и романтические истории, которые приготовили 300 участников для пяти тысяч зрителей. При этом четыре постановки репрезентовали произведения Шекспира: «Ночь любовных помешательств», дважды в разных трактовках «Много шума из ничего» и «Ромео и Джульетта». За легендарных литературных любовников ответ держали новосибирцы, не только переключив заявленный драматургом жанровый регистр, но и обнаружив зримую связь с современностью. «У Шекспира настолько глубокие, продуманные и многопластные персонажи, что в них есть все, остается только выбрать самое для нас интересное», — пояснил режиссёр спектакля Алексей Золотовицкий.

Программа фестиваля насыщенна. Каждый из девяти дней – показ конкурсного спектакля. После просмотра открытое обсуждение. Принять участие в дискуссии может каждый желающий, но в центре внимания неизбежно оказываются члены жюри ‒ театральные критики и режиссеры из Москвы, Казани, Самары, Краснодара и Нижнего Новгорода. Бонусом ‒ образовательный контент: мастер-класс по предлагаемым обстоятельствам и личному брендированию актеров, тренинги по сценической речи и круглый стол по развитию жанра комедии.

Торжественная церемония награждения прошла 9 июня. Перед объявлением победителей председатель жюри режиссер, профессор ГИТИСа Михаил Чумаченко отметил: «Никаких страстей у нас в команде не было. Появилась целая группа спектаклей, которые понравились той или иной аудитории. Но какое бы решение мы ни приняли, недовольные будут».

Впрочем, кажется, Новосибирску обижаться не за что. Хулиганская (так в хорошем смысле охарактеризовали спектакль «Первого театра» зрители) трагикомедия «Ромео и Джульетта»  пришлась по вкусу фестивальной аудитории и получила благосклонные отзывы жюри. «Главные герои, неловкие подростки-гики, не умеют говорить о любви, ‒ подчеркнула член жюри фестиваля «Комедiя-фест» Вера Сердечная. ‒ Монологи Шекспира-Пастернака они учат, как стихи, и звучат они заученно, но они ведь все равно влюбляются! Маленькая упрямая Джульетта Дарьи Колывановой толкает действие также, как расталкивает кабинки для исповеди ‒ главный элемент сценографии. Ромео Даниила Душкина ‒ «джедай в очках и не охотник танцевать», и вместо шпаги схватит разве что светящийся меч, но какие у современных книжных мальчиков дуэли? Пафос уходит. И на обсуждении мы спорили, что остается на его месте ‒ цинизм или карнавал? Остается история про то, как мы играем в Шекспира. Не Шекспира, а с Шекспиром. Разрушение всех стен, и в особенности четвертой. Игра с игрой, ‒ да, это несерьезно. Это нарушение правил. Это спектакль-перевертыш».

Непростой оказалась и формулировка врученного команде «Первого театра» спецприза. Как объявил со сцены председатель оргкомитета, директор нижегородского театра «Комедiя» Дмитрий Коновалов: новосибирцы получили награду «За смелость в превращении трагедии в комедию и за проявленную решительность при преодолении трудностей в пути на наш фестиваль». И если со смелостью, с которой подошли к хрестоматийному тексту актеры молодежного театра в тандеме с московским режиссером Алексеем Золотовицким, посвященному зрителю все ясно, то проявленную силу воли команда «Первого театра» объясняет так: «Поездка в Нижний Новгород для нашего относительно маленького театра оказалась достаточно трудозатратной. Для организации поездки потребовалось много сил и ресурсов всех работников театра, чтобы все прошло без заминок и на высшем уровне».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского молодежного «Первого театра»

 

 

 

 

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.