Премьерный диапазон: от Горького до Горина

0
1643

В этом году театр «Красный факел» откроет сезон сказкой для детей и былью для взрослых

ТЕАТР «Красный факел» решил не затягивать время летнего отпуска и открыть 99-й сезон раньше обычного. 8 сентября в камерном пространстве большой сцены состоится премьера спектакля «Дети солнца». Новая работа Тимофея Кулябина — сценическая версия одноименной пьесы Максима Горького. «Я смотрю на эту пьесу как на историю взаимоотношений героев, которые очень ярко прорисованы в сюжете и, в общем-то, двигают его вперед», — утверждает режиссер.

«Дети солнца» выходят в камерное пространство большой сцены театра «Красный факел» в год 150-летнего юбилея Максима Горького. Однако желание режиссера поставить пьесу культового советского писателя с круглой датой никак не связано. «У меня давно было в планах поставить эту пьесу, потому что «Дети солнца» — это тот тип драматургии, которым я занимаюсь, — признается режиссер Тимофей Кулябин. — Здесь у Горького довольно внятно используются чеховские мотивы, приемы, композиция. Присутствует все то, что мы называем психологической драмой начала прошлого века. Работа с такого рода драматургией лежит внутри моей режиссерской парадигмы. Это продолжение той линии, что идет с «Трех сестер» в «Красном факеле» и «Иванова» в Театре наций».

Репетиционному периоду предшествовала плотная работа режиссера с драматургом проекта Ольгой Федяниной: «Горький — очень специфический драматург в своих взаимоотношениях со временем. Пьеса написана в 1905 году. Время действия — наши дни. Но «наши дни» Горького и «наши дни» сегодня — это две разные исторические эпохи, разные реальности. Мы понимали, что Горький, в отличие от других русских драматургов, никогда в жизни не написал бы пьесу, действие которой происходит сто с лишним лет назад. Понятно, что нужна операция по переносу. Что и в какой мере должно сохраниться — в этом и заключалась моя работа».

На сцене «Красного факела» «Дети солнца» будут идти с подзаголовком «Сценическая версия театра». Некоторые сцены купированы, нивелирована социальная линия, изменены место и время действия. «Я пытаюсь сделать так, чтобы тексты, написанные более ста лет назад, сегодня зазвучали свежо, про сегодняшних людей, — утверждает Тимофей Кулябин. — Это не историческая реконструкция, не попытка сыграть  в 1905 год, а то, как это происходило сегодня. Как текст сегодня заживет? Что в нем станет актуально? Что перестанет иметь значение? Пьеса «Дети солнца» — социальная драма. В Германии ее много и часто ставят, потому что в тексте присутствует очень внятный конфликт — слом эпох, классовый разрыв между интеллигенцией и народом — и все это на фоне холерного бунта. Но мне этот конфликт кажется немного устаревшим. А сама психологическая линия, переплетение конфликтов внутри главных героев кажется очень свежей, острой, абсолютно чеховской. Именно поэтому пьеса была очень сильно редактирована, список действующих лиц сократился до пяти-шести главных персонажей. Но ощущение слома времени остается. Мне это было крайне важно. У нас все происходит на сломе эпох: в 1999 году — буквально в новогоднюю ночь. Это то время, которые мы все хорошо помним. Новое время, которое пришло вместе с нулевыми.

Параллельно с выпуском спектакля «Дети солнца» в «Красном факеле» идут репетиции новой детской сказки. Премьера состоится в ноябре и обоснуется на большой сцене. Над спектаклем под названием «Высоко» работает режиссер Артем Находкин, выступающий также автором пьесы: «Мы приступили к репетициям спектакля. Довольные. Балдеем, веселимся. Сейчас у нас самое счастливое время, когда можно делать все что угодно — придумывать, пробовать, ошибаться. Это светлая сказка о воздушном шарике, который оторвался и улетел высоко-высоко. Так сказать, вышел за пределы зоны комфорта, стал взрослеть, узнавать мир и понимать, как прекрасна жизнь».

В декабре театр ждет еще одна премьера на большой сцене. Режиссер Денис Азаров, сотрудничавший ранее с Центром Мейерхольда, Гоголь-центром и «Геликон оперой», поставит пьесу Дона Нигро «Рейвенскрофт». Название дословно переводится как «Вороний хутор», а жанр идентифицируется как детектив. Сюжет, во всяком случае, вполне располагает: замкнутое пространство, пять ярких и в разной степени экзальтированных женщин и всего один инспектор, вынужденный расследовать  слишком запутанную историю — не то убийство, не то несчастный случай. Подвох в том, что американский драматург не играет в «чисто английское убийство», а вполне намеренно в духе «черной комедии» иронизирует, стебется над жанром.

Весной 2019 года «Красный факел» представит, пожалуй, самую масштабную премьеру сезона: в спектакле, где действующими лицами являются реальные исторические персонажи, будет занята практически вся труппа театра. Речь идет о «Шуте Балакиреве» по одноименной пьесе Григория Горина. Над постановкой работает режиссер Тимур Насиров.

Следующее новое название появится в афише театра только  в начале 100-го, юбилейного, сезона. Режиссер Юрий Урнов, предотвративший когда-то на сцене «Красного факела» войну в спектакле «Лисистрата» и подаривший пацифистский «Поцелуй» буквально прошлой зимой, поставит современную российскую пьесу. Ни автор, ни текст пока не определены.

Зато на гастрольной карте театра никаких бермудских треугольников и «белых пятен». Отыграв в Новосибирске четыре премьерных показа «Детей солнца», артисты «Красного факела» отправятся в Москву. В третий раз театр еще до официальной премьеры получает приглашение на Международный фестиваль современного искусства «TERRITORIЯ». Показы пройдут на сцене Театра наций 14 и 15 октября. Интерес к краснофакельскому продукту настолько высок, что, как отмечает дирекция новосибирского театра, «премьера еще не состоялась, а все билеты давно уже проданы».

Основной гастрольный груз ляжет на плечи творческой группы другого спектакля Тимофея Кулябина — «Три сестры». Сначала нашумевшую постановку ждут на Международном форуме театрального искусства «ТЕАРТ» в Минске, затем на «Золотой маске в Эстонии» в Таллинне. В январе семейство Прозоровых посетит Женеву, в феврале — Берлин, а в марте — Цюрих. «Запросы на спектакль поступают, переговоры идут, — признает директор театра «Красный факел» Александр Кулябин. — Спектакль стал мировым брендом, и, думаю, мы с ним еще много будем ездить в европейские и другие страны. Дай бог ему счастливой гастрольной судьбы».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Евгения БУТОРИНА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.