Пульчинелла, Фарго и вавилонское столпотворение в театре «Старый дом»

0
1395

Новосибирский «Старый дом» открывает 89-й сезон, в котором случится четыре премьеры и запуск полюбившихся проектов. В творческих планах амбициозной труппы приручение комедии масок, новый виток отношений с мировым кинематографом, переброска во времени и пространстве вплоть до строительства Вавилонской башни и превращение Международного фестиваля «ХАОС» в лабораторию пластического театра.

«Новый творческий сезон будет насыщенным, активным, ярким. И надеюсь, очень успешным. У нас все для этого есть, — отмечает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. —  У нас сложилась созидательная творческая атмосфера. Мы приглашаем на постановку ведущих российских режиссеров. У нас действительно замечательная труппа, которую мы пополняем по мере необходимости. В этом году провели кастинг. Заявки подали более 200 артистов из разных городов страны. Четырех талантливых молодых актеров мы приняли в наш коллектив. Впереди ‒ четыре премьеры».

В день открытия сезона артисты театра «Старый дом» впервые сыграют для зрителей «Пульчинеллу». В новом спектакле Андрея Прикотенко самый загадочный персонаж итальянской комедии масок выйдет на сцену, един во множестве лиц, чтобы прожить свою насыщенную событиями жизнь с рождением, смертью, влюбленностями, чередой приключений, скоплением эпик фейлов и неожиданных удач. Впрочем, добравшись до финала, герой так и не облечет переживания в слова, поэтому звучащую речь в спектакле заменит маска, жест и особое настроение «пульчинелловой души».

«Пульчинелла – в хорошем смысле странное и интересное название, — рассказывает режиссер спектакля Андрей Прикотенко. — Выбор его подсказан книгой итальянского философа Джорджо Агамбена. В этой книге он исследует такой сюжет: на закате Венецианской республики известный художник запирается на своей вилле и начинает рисовать Пульчинеллу, одну из самых популярных и неоднозначных масок итальянской комедии дель арте. Он разрисовывает свою виллу и создает целую серию работ — фрески, литографии. Этот парадокс исследует в своей книжке Агамбен. И мы вслед за художником и философом тоже обращаемся к этой истории. В спектакле занята почти вся труппа. Все работают в масках. Маска диктует другой способ игры, иную пластику и отношение к сценическому пространству и окружающему миру. Театр сейчас замечательно работает и представляет собой чуть ли не идеальный технический и творческий механизм. У нас на репетиционной площадке сложилась очень хорошая, добродушная, взаимоуважительная атмосфера. Технически спектакль очень сложный, но у нас есть надежда на то, что мы можем сделать что-то такое, что никогда прежде не делали».

В декабре афиша театра сделает неожиданный кульбит и представит сценическую рефлексию на тему «Фарго». Фильм братьев Коэнов транслируют в нашу реальность российский режиссер Евгений Маленчев и белорусский драматург Константин Стешик. История одного незадавшегося похищения продолжит сложившуюся в «Старом доме» традицию авторской интерпретации культовых киносюжетов. В позапрошлом сезоне новосибирский драматический уже заходил на территорию кинематографа. Тогда первоисточником для спектакля стал сценарий к фильму «Танцующая в темноте». Новый взгляд на историю Ларса фон Триера получил «Золотую маску», но и стал бестселлером новосибирского театрального репертуара. И у «Фарго» появилась возможность внести в эпичное противостояние искусств свою лепту.

«В выборе названий мы во многом зависим от режиссеров, но всегда смотрим, как будет материал соединяться с нашей труппой и насколько это будет интересно зрителям, — отмечает креативный продюсер театра «Старый дом» Оксана Ефременко. —  И “Танцующая в темноте”, и “Фарго” ‒ это такие манки для зрительского внимания, которые не только помогают нам работать с постоянной аудиторией “Старого дома”, но и создают возможности для привлечения людей, которые в театр не ходят или делают это очень редко. Всем сразу становится любопытно, а сможем ли мы сразиться с кино? И у нас действительно есть некоторые амбиции в этом смысле. Мы сознательно ищем пути взаимодействия с киносценарием, вступаем в диалог с визуальной культурой, сформированной фильмом, и нашумевшими актерскими работами».

В марте труппу «Старого дома» ждет еще одно серьезное испытание. Режиссер Елизавета Бондарь поставит музыкальный спектакль, в основу которого ляжет сказание о Вавилонской башне. История о самом знаменитом долгострое в мире насчитывает 40 веков и бесконечное число интерпретаций. В «Старом доме» сюжет о том, как по причине непомерных амбиций провалился грандиозный проект человечества, обретет новую жизнь в формате музыкального спектакля. «В нашем театре мы всегда говорим про современного человека языком большой литературы и больших мифов. И легенда о Вавилонском столпотворении предлагает нам миф, с которым было бы интересно встретиться. Сейчас режиссер с композитором придумывают, каким может быть мир этого спектакля. Хорошо зная возможности нашего театра и труппы, Елизавета Бондарь хочет выйти на новый уровень музыкальной культуры для себя, как для режиссера. Мы надеемся, этот спектакль выведет на новую высоту и нашу труппу».

Последнюю премьеру 89 сезона команда «Старого дома» выпустит в начале июня. Московский режиссер Антон Федоров поставит спектакль по одному из прозаических произведений Андрея Платонова. Путь первейшего русского авангардиста и вместе с тем одного из самых недооцененных авторов XX века к читателям был трагически долог, но еще сложнее оказалась его дорога на сцену. Переводить сложнейшую прозу Платонова на язык театра начали только в конце 1980-х годов. Порой успешно, все чаще ‒ списывая неудачи на несценичность текстов, преодоление платоновской «правдой» театральной условности и невозможность визуализации платоновского языка. И все же произведения писателя продолжают мерцать свежими линиями и манить неизведанными смыслами, а значит у «Старого дома» есть шанс вписать свое имя в театральную историю текстов Платонова.

Во второй половине сезона театр «Старый дом» вернется к формату актерского марафона «Без дистанции», в рамках которого артисты труппы представят зрителям свои новые самостоятельные работы. А с октября по декабрь выпустит масштабную превью-программу, посвященную будущему фестивалю «ХАОС». Новосибирск известен как культурный центр с хорошо развитой театральной инфраструктурой. Этот образ базируется на традиционных жанрах и видах театра. В то же время в городе есть потенциал для развития новых точек роста, связанных с современным танцем и пластическим театром. Есть коллективы, способные реализовать это движение, есть местные хореографы, хорошо известные российскому театральному сообществу, есть замыслы, которые ждут своего воплощения. Осталось сформировать зрительскую нишу, пустующую в связи с отсутствием постоянного проката таких спектаклей. Проектом «ХАОС. Сезон движения» команда Международного театрального фестиваля актуального театра «ХАОС» попытается создать прецедент проката спектаклей нового танца, физического и пластического театра в Новосибирске, объединив показы городских движенческих коллективов и привозных спектаклей из разных городов страны и мира. Фестиваль найдет себя в новом формате в следующем календарном году, а в этом сезоне команда «ХАОСА» познакомит зрителей с театральными компаниями, которые умеют рассказывать истории на языке тела.

«“ХАОC” отличается от других новосибирских фестивалей в том числе и тем, что имеет обширную превью-программу, — отмечает арт-директор фестиваля «ХАОС» Оксана Ефременко. — В следующем году мы решили попробовать новый жанр, связанный с телом, движением и действием, и запустить подготовительный этап уже в этом сезоне. У нас фестиваль актуального театра, и сейчас мы увидели в Новосибирске актуальную тенденцию к развитию пластического и физического театра. В нашем городе периодически возникали интересные ростки идей, имена и театры, работающие в этом направлении. Они возникали и угасали. А мы бы хотели, чтобы молодые люди, которые сейчас занимаются пластическим театром в Новосибирске, вошли в контекст и получили свою постоянную зрительскую аудиторию».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Тимофея МАМЛИНА и Леонида ПРОВОРОВА (ТАСС)

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.