В сердце арт-событий одного из главных новосибирских культурных форумов прошлого года оказалась театральная программа.
В Новосибирске прошел Международный Рождественский фестиваль искусств, ставший главным арт-событием декабря. Крупнейший за Уралом культурный форум вышел в свет в пятнадцатый раз и представил около 70 событий. Спектакли, концерты, выставки, творческие встречи и фэшн-шоу выстроились в единую драматургическую линию непрерывных фестивальных впечатлений — и все же в сердце событий оказалась театральная программа.
Рождественский фестиваль искусств не просто один из старейших культурных форумов региона, смело перешагнувший в формате биеннале и несколько десятилетий, и век. Тридцать лет на культурной карте Сибири — это солидный временной рубеж и вместе с тем целая эпоха, на которой успело вырасти не одно поколение зрителей, выстраивающих свой театральный багаж в такт вехам фестивальной программы. А кроме того, Рождественский — тот самый островок стабильности, по которому и театралы, и театральные деятели привыкли сверять часы и ощущать преемственность традиций. Своего рода «священный таймлайн», выстраивающий свою большую, хитроустроенную и густонаселенную вселенную, где находится место и историям, и героям, и канону, и эксперименту, и классике, и новациям, и множеству творческих амбиций, художественных интенций и знаковых персон.
«За все годы существования фестиваль объединил творческие коллективы из 28 стран, — напутствовал на старте XV Международного Рождественского фестиваля искусств первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов. — В мероприятиях форума поучаствовало более 450 тысяч зрителей. Организаторы подготовили замечательную обширную программу. Публика может посмотреть постановки ведущих театров нашей страны, послушать музыкальные произведения под руководством мэтров мирового масштаба. Желаю участникам несмолкаемых аплодисментов, творческих успехов, а нам с вами — незабываемых встреч с прекрасным».
В этом году статистика театральной программы форума выглядит более чем внушительно. Афиша Рождественского включила 57 мероприятий, в том числе 18 спектаклей, которые представили ведущие театральные коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Донецка и Минска, две выставочные экспозиции, столько же творческих встреч и один мастер-класс. Еще 20 спектаклей были показаны в рамках новосибирского кейса — локального направления, призванного ввести на равных в общую фестивальную палитру работы профессиональных театральных площадок нашего региона. Отдельной строкой прошло 14 спектаклей в 8 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. Итого свое искусство зрителям подарило 506 участников фестиваля, а увидеть их работы смогли 12 801 человек, из которых 3664 человека — в НСО.
«Мы очень хотели, чтобы пятнадцатый фестиваль стал таким же ярким, как и все предыдущие, чтобы у всех, кто придет на наши мероприятия, остались самые теплые впечатления», — подчеркивает директор Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», организатор Международного Рождественского фестиваля искусств Татьяна Людмилина.
Пятнадцатый Рождественский построил программу таким образом, чтобы в едином театральном пространстве оказались как постоянные участники фестиваля, приезда которых всегда ждут новосибирцы, так и новые лица, чьи проекты пока еще не знакомы зрителям Сибири; как камерные истории, так и многонаселенные масштабные работы, для которых «и целого мира мало»; как драматические спектакли, так и пластические, музыкальные и мультижанровые проекты; как сценические сочинения, сшитые по классическим лекалам, так и замыслы, работающие с новыми формами и актуальными смыслами.
Самым большим коллективом на юбилейном Рождественском фестивале искусств стал Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Уникальная творческая компания, не имеющая аналогов на всей планете, была создана в 1937 году балетмейстером Игорем Александровичем Моисеевым и уже 86 лет говорит на международном языке, понятном каждому — моисеевском языке танца.
«Мы прилетели в составе 80 человек, и это минимальный состав ансамбля, — рассказала на пресс-конференции руководитель ансамбля, народная артистка России Елена Щербакова. — Мы ничего не придумали, продолжаем все, что сделал Моисеев. Мы сохранили его репертуар, его постановки. Я абсолютно уверена, что сегодня, к сожалению, так поставить не может никто. Когда Балет Игоря Моисеева начинал завоевывать мир, мы везде были первые. Это очень сложно — быть первыми. Моисеев не любил политику, но ансамбль столько сделал для страны, потому что мы искренне дарили людям любовь. Все его постановки наполнены любовью к людям, независимо от их вероисповедания, независимо от политических режимов. Это первый в мире профессиональный ансамбль народного танца. Мне досталась тяжелая ноша — быть художественным руководителем, и я сохранила все, что сделал маэстро. Он мастер. Он гений. Набирая новые кадры, мы смотрим на людей с профессиональным образованием, у нас своя уникальная школа, и 90 процентов ансамбля — выпускники нашей школы».
Миссию в который раз влюбить зрителя в камерную атмосферу на прошедшем Рождественском взял на себя проект композитора, продюсера, заслуженного артиста России Петра Дранги «Фрида». На одну сцену с музыкантом-виртуозом вышла ведущая актриса Московского Художественного театра имени А. П. Чехова, заслуженная артистка России Дарья Мороз. Спектакль-концерт в режиссуре Сергея Сотникова соединил оригинальную музыку, переписку и воспоминания Фриды Кало и Диего Риверы, а также поэзию Федерико Гарсиа Лорки.
«Меня давно привлекала фигура Фриды Кало, ее невероятная личная судьба и богатое художественное наследие. Она обладала женской энергией, которая до сих пор вдохновляет женщин всего мира. Это абсолютная памятка, как жить, выживать, идти вперед и быть сильной, — подчеркнул создатель спектакль Петр Дранга. — Мы все делали с любовью и творческим подходом. Небольшой камерный оркестр, который я собрал, исполняет музыку, специально написанную к спектаклю. Объединение поэзии Лорки, простроенной драматургии, разных жанров дало очень интересный результат. Поэтому успех проекта не заставил себя долго ждать. Фриду не играет никто. Три абсолютные энергии — слово, музыка и видео — создают собирательный образ героини. Мы обладаем большим количеством красок, чтобы передать масштаб личности, атмосферу и настроение художницы».
Патриотическую тему на пятнадцатом Рождественском фестивале искусств задал проект Русского концертного агентства — «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по роману Константина Симонова. «Живые и мертвые…» — режиссерский опыт Полины Агуреевой, посвященный 80-летию со дня победы в Сталинградской битве.
«Я чувствую себя счастливым человеком, когда возникают такие спектакли, — подчеркнул перед показом маэстро Юрий Башмет, выступивший в качестве музыкального руководителя и дирижера проекта. — Каждый показ я воспринимаю так, будто сам участвовал в этих событиях. У нас занят потрясающий актерский состав. Музыка написана прекрасным композитором Валерием Вороновым — человеком, который тоже это все переживает. Это машина времени. Премьера состоялась в юбилей Сталинградской битвы, прямо там, в городе-герое Волгограде. Потом мы играли несколько раз, по сути, спектакль в Новосибирске — это гастрольная премьера».
Оказалась в центре внимания фестиваля и проблема людей на сломе эпох. Об этом рассказывали и герои спектакля «Душа моя Павел» Российского академического Молодежного театра (режиссер — Алексей Бородин), и яркие обитатели «Зойкиной квартиры» — нуарной мистической драмы Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (режиссер — Евгений Писарев). Премьера сценического текста по Булгакову состоялась в мае 2023 года, с тех пор спектакль успел завоевать несколько театральных наград и получил многочисленные предложения о гастролях.
«Когда ты работаешь над ролью, то пытаешься делать персонаж живым, многогранным, максимально понятным для самой себя, — рассказала исполнительница главной роли Александра Урсуляк. — Как мне кажется, Зоя — отчаявшаяся женщина в сложных обстоятельствах. Любящая женщина, желающая защитить себя и своего любимого, готовая пойти на авантюру ради любви, своего мужчины, себя, в конце концов. Она находится в таком возрасте: когда, если не сейчас? Для меня это новый возраст, новый способ существования на сцене. Многое нужно было играть вторым планом. Безусловно, в нашем спектакле как-то прослеживается рифма временных турбулентностей, перемен. Во все времена люди очень по-разному приспосабливались к меняющимся обстоятельствам. Поэтому происходящее на сцене — одновременно и трагедия, и комедия».
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова — давний друг Рождественского фестиваля искусств. Спектакли легендарного театра — всегда манок для театралов и знак качества фестивальной истории. Афишу нынешнего форума украсили два сценических подарка от вахтанговцев.
«Люся. Признание в любви» — спектакль-посвящение великой российской актрисе Людмиле Гурченко. Заглавную роль исполнила заслуженная артистка России Нонна Гришаева. «Людмила Гурченко — великая, блистательная, загадочная и непостижимая, — рассказал режиссер-постановщик спектакля Александр Нестеров. — Люся! Так называют ее близкие люди и просто поклонники. Ярчайшая звезда советского экрана. Человек сложной, но невероятно интересной судьбы. Трудной и неординарной, как и характер самой Людмилы Марковны. Феерия и праздник, юмор, музыка и пронзительная грусть. Такой была она — наша любимая Актриса!»
Иной полюс декабрьского фестивального визита — воплощенный в драматической форме роман в стихах «Евгений Онегин», покоривший без преувеличения публику всего мира. «На следующий год Александру Сергеевичу Пушкину исполняется 225 лет, — отметил на встрече с новосибирскими журналистами исполнитель роли Онегина, народный артист России Алексей Гуськов. — И не только Россия отмечает эту дату. Все мы знаем с пятого класса, что язык, на котором мы говорим, придумал Пушкин. Это аксиома, не требующая доказательств. Александр Сергеевич Пушкин подарил нам русский язык. Мы привезли на ваш фестиваль, в ваш замечательный город с прекрасной публикой, которая понимает, о чем мы говорим, свою версию этого произведения. Спектакль существует уже очень долго, имеет отклик у зрителя, мы объездили с ним весь мир. Спасибо Рождественскому фестивалю, спасибо Новосибирску!»
Еще одним долгожданным и желанным гостем фестиваля стал Московский Художественный театр имени А. П. Чехова. Коллектив, отмечающий в этом году 125-летие со дня основания, представил в программе Рождественского спектакль «Мужья и жены» — сценическую интерпретацию знаменитого фильма Вуди Аллена от режиссера Константина Богомолова.
«Спектакль «Мужья и жены» я называю «Богомолов-лайт», потому что, когда мы начинали репетировать, Константин Юрьевич сказал: «Я хочу сделать зрительский, кассовый спектакль», — поделился впечатлениями от работы над спектаклем заслуженный артист России Игорь Гордин. — Права на пьесу Вуди Аллена предполагают, что в тексте ничего нельзя менять, нельзя ничего переделывать. Вообще, спектакли режиссера Константина Богомолова я разделяю на два направления. Провокационные, яркие, раздражающие, где он пытается ерничать, достаточно вольно обращается с текстом. И есть очень-очень тихие, тонкие, камерные, лаконичные, где нет никаких провокаций. «Мужья и жены» для меня — очень большое удовольствие, легкий спектакль, с интеллектуальным специфическим юмором, и при этом он ироничный, грустный и одновременно веселый».
Формат мюзикла в программе XV Международного Рождественского фестиваля искусств воплотил ТЮЗ им. А.А. Брянцева. Петербургские коллеги привезли в Новосибирск сказочный мюзикл «Обыкновенное чудо», поставленный Алексеем Франдетти. Фигура режиссера, известного не только зрителям города на Неве, но и публике города на Оби, ловко соединила любовь к жанру и силу чувств, которая «доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса». Сложноустроенный спектакль на 60 артистов выехал на гастроли впервые, а поддержал его дебютную гастроль оркестр, составленный из новосибирских музыкантов. Встроиться в мюзикловую машинерию в сжатые фестивальные сроки ‒ отдельный подвиг, совершить который удалось ловко и эффектно ‒ под стать самому театральному представлению, где новые лица нашли отражение в старой истории.
Новую фестивальную страницу открыл Донецкий республиканский академический молодежный театр, многие годы остававшийся единственным в Украине русским театром, работающим для юной аудитории, но сегодня, увы, не имеющий возможности работать на собственной сцене. В обойме Рождественского донетчане оказались впервые, однако смогли максимально разносторонне представить свой репертуар. В Сибирь коллектив привез три спектакля, которые сыграл не только для зрителей города, но и более чем для тысячи жителей области.
«С началом специальной военной операции запрещены показы спектаклей на нашей сцене во избежание опасности обстрела массового собрания людей, — отметил на творческой встрече генеральный директор и художественный руководитель Донецкого РАМТа Владислав Слухаенко. — В связи с этим у нас существует большая поддержка Министерства культуры Российской Федерации в лице Росконцерта и программы «Большие гастроли». С их подачи мы провели несколько больших гастрольных туров. Совместными усилиями выстраиваем график наших поездок, в общей сложности объездили около 50 городов. На мой взгляд, театр выполняет не только развлекательную, но и воспитательную, идеологическую функции. В целом, как любой молодежный театр, мы должны не оттолкнуть подрастающее поколение, наоборот, заманить его в свои сети и оставить навсегда. Хорошие спектакли заставляют задуматься. Театр должен быть честным. Молодежь это очень четко считывает».
Впервые участником Рождественского фестиваля стал Белорусский государственный академический театр юного зрителя, представивший совместно с театральным проектом «ТриТформаТ» фантастическую сказку для взрослых по мотивам романа Михаила Булгакова — «Мастер и Маргарита». В этой сценической версии от сложноустроенного литературного оригинала осталась лишь одна линия любви. Спектакль играется в одном составе и имеет тонкую исповедальную подоплеку. Заслуженная артистка Республики Беларусь Вера Полякова-Макей играет роль Маргариты и, проживая знакомый сюжет о вечной, не знающей преград любви, рассказывает свою личную историю: спектакль посвящен ее мужу, который ушел из жизни год назад.
«Играя этот спектакль, я переживаю огромное количество эмоций. Моя героиня — очень сильная, человек, который истинно умеет любить. Любовь — единственное, что спасет наш мир от разрушения. Любовь к мужчине, к людям, к родине, к тому, что ты просто живешь на этой земле, — рассказала во время фестивальной встречи со зрителями белорусская актриса Вера Полякова-Макей. — Я считаю, что Новосибирск — культурная столица Сибири. Мы много проехали за последнее время. Были в Хакасии на международном фестивале, в Иркутске. У вас невероятная культура. Теплая публика. Очень красивый город. Мы решили, что наш самый успешный спектакль просто необходимо привезти на такой мощный фестиваль, где серьезные коллективы и режиссеры привозят свои лучшие работы. Для нас огромная честь присутствовать здесь».
Самым нестандартным проектом пятнадцатого Рождественского фестиваля искусств стал модный показ. На сцене новосибирского «Глобуса» такое событие случилось впервые, и рассчитано оно было на самую широкую зрительскую аудиторию, а не только на профессионалов. Ведущий российский дизайнер, телеведущий, новатор в области меховой моды, обладатель множества премий и наград модной индустрии Игорь Гуляев представил фэшн-шоу «Театр и мода».
«Я безумно рад находиться здесь, как я соскучился по настоящей зиме! — сказал со сцены кутюрье. — Я вырос в Казахстане, помню хруст снега, такое детское воспоминание предновогоднего праздника. Это невероятные эмоции. Спасибо. Я очень люблю свою работу, стараюсь дарить тепло, настроение всем тем людям, которые этого ждут. Подобный формат показа — первый опыт для меня. Я всегда был музыкантом, дизайнером одежды, а теперь немного и театрал. Наша команда постаралась сделать все возможное, чтобы эта декорация, этот зал заиграли новыми красками».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Ранее в «Новой Сибири»: