Ансамбль «Маркелловы голоса» отмечает свое 25-летие и «классическим кроссовером», и концертным исполнением «Юноны» и «Авось».
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ансамбль «Маркелловы голоса» в каждом филармоническом сезоне преподносит сюрпризы своим поклонникам. В последний раз музыканты порадовали своих поклонников на юбилейном творческом вечере 21 мая, который стал настоящим праздником вокальной музыки.
Диапазон и амплитуда звучания ансамбля не ограничены жанром, а область музыкальных интересов не перестает радовать разнообразием. Танцевальная музыка Средневековья и грузинские застольные песни, рок-опера «Аида» и песни The Beatles — любой материал может вдохновить маэстро Игоря Тюваева на создание концертной программы.
Одна из последних программ коллектива называется «Петербургские тайны Андрея Петрова» и посвящена киномузыке знаменитого советского композитора, прожившего всю жизнь в Ленинграде. Сегодня, когда процесс кинопроизводства в России строится, исходя из сугубо коммерческого интереса, ностальгия по советскому кино становится все острее, о чем свидетельствуют повторы любимых фильмов в сетке вещания разных каналов. Если взять первую десятку ретро-кинохитов, в ней обязательно будут фильмы с музыкой Андрея Петрова.
Как всегда в концертах «Маркеллов», шлягеры Андрея Петрова получают новое звучание, соединяющее в себе элементы популярной и академической музыки. Такой стиль в последнее время получил название «Классический кроссовер». «Кроссовер» даже вошел в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США, и это говорит о его безусловном признании не только у любителей музыки, но и в профессиональном музыкальном сообществе. В описании подобных явлений вокальной музыки этого жанра используют название operatic pop, или popera, но этот термин не слишком благозвучно выглядит в русской транскрипции, так что «Кроссовер» все же предпочтительнее.
9 апреля этого года в Камерном зале филармонии была представлена программа из произведений Андрея Петрова, написанных для кино. Название программы «Петербургские тайны» отсылает к легендарному сериалу, сценарий которого писали в составе сценарной группы недавно ушедшие из жизни известные драматурги Елена Гремина и Михаил Угаров. Музыку к этому многосерийному телевизионному роману написали Андрей Петров и его дочь, композитор Ольга Петрова. Зловещее оркестровое вступление на титрах сериала осталось в памяти навсегда у многих зрителей, ведь это была первая «мыльная опера», действие которой разворачивалось в Петербурге, а не в Бразилии или Калифорнии.
В концерте «Маркелловых голосов» музыкальная заставка сериала становится первой музыкальной страницей, открывающей путешествие по Петербургу Андрея Петрова. Детство композитора пришлось на военные годы, семья была эвакуирована в Кузбасс, и в 1942 году Андрей пошел учиться музыке в одну из музыкальных школ города Ленинска-Кузнецкого. В 1944 году семья вернулась в Ленинград, и Андрей Петров всю свою жизнь оставался ленинградским композитором — впрочем, он не перестал он им быть и после смерти.
Чтобы почтить память композитора, в 2007 году город посвятил ему специальную музыкальную программу, сопровождавшую разведение мостов в центре Санкт-Петербурга. Инструментальные оркестровые версии всех музыкальных киношедевров Андрея Петрова сопровождали развод мостов и прохождение судов под восторженными взглядами горожан и многочисленных туристов, которые специально собираются на стрелке Васильевского острова, чтобы присутствовать при этом красивом ритуале.
Концерт «Маркелловых голосов» перенес публику в Петербург-Ленинград. Виды города в проекции на заднике сцены создавали ощущение музыкальной прогулки по Северной столице, освобожденной от повседневной суеты. Идея концерта была в том, что ансамбль исполнял всем известные песни и темы в оригинальном переложении для смешанного ансамбля. Кроме этого, многие из исполнителей выходили к публике с сольным номером.
Сопровождал концерт мастер художественного слова, лауреат всероссийских конкурсов, доцент Новосибирского государственного театрального института Андрей Бутрин. В исполнении актера звучали фрагменты воспоминаний о композиторе.
Ведущему удалось создать доверительную, искреннюю атмосферу, музыкальная ткань была органично дополнена звучащим словом. Прозвучали воспоминания Семена Альтова, Резо Габриадзе, Валентина Гафта, Даниила Гранина, Георгия Данелии, Никиты Михалкова, Эдуарда Радзинского, Эльдара Рязанова, Алисы Фрейндлих, Родиона Щедрина.
Концерты, подготовленные Игорем Тюваевым, всегда отмечены высокой сценической культурой, где художественное слово вступает в диалог с музыкальным высказыванием. Вместе с тем концерт включал в себя множество игровых, театральных моментов, которые обнаруживают прекрасное чувство юмора Игоря Тюваева и его творческой команды. Отбор материала для программы сделал Андрей Бутрин, так что его вклад в программу не ограничивался исполнительством, он также выступил соавтором сценария и сорежиссером программы. Это не первый случай сотрудничества Андрея Бутрина и «Маркеллов», он уже выступал вместе с ансамблем с программой по песням и текстам Вертинского «Желтый ангел», которая имела большой успех у публики и исполнялась несколько раз.
«Маркелловы голоса» давно приобрели в Новосибирске репутацию самого театрального из вокальных коллективов. Благодаря многолетней дружбе Игоря Тюваева и режиссера Сергея Афанасьева ансамбль выпустил несколько программ с участием актеров городского драматического театра. Это была запомнившаяся многим программа со стихами вагантов и демократичной танцевальной музыкой Средневековья, ошеломляюще темпераментная программа грузинской музыки, а совсем недавно «Маркеллы» порадовали своих поклонников концертным исполнением рок-оперы «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова.
Яна ГЛЕМБОЦКАЯ, специально для «Новой Сибири»