В последний день января коллектив театра Афанасьева навсегда простился с подвальчиком на Вокзальной магистрали, а в первый день февраля провел первое общее собрание в новом доме на улице Горького. Еще месяц — и команда театра откроет двери для зрителей: в марте соскучившихся поклонников ожидает концерт-открытие, запуск репертуарных спектаклей и первая премьера юбилейного 35-го сезона.
По какому-то удивительному стечению обстоятельств историю Новосибирска всегда сопровождали театральные долгострои. Здесь можно вспомнить и историю строительства «Сибирского Колизея», сопровождавшуюся репрессиями и растянувшуюся на тринадцать с лишним лет. И обретение ТЮЗом, ныне «Глобусом», здания-бригантины, которое тогдашний директор Нина Никулькова «пробивала» с 1960-х годов, хотя сам переезд случился только в 1984. И реконструкцию здания дореволюционной крячковской школы под стационар Областного драматического театра (будущий «Старый дом»): согласование проекта и сама перестройка длились семь лет и потребовали от «зачинщиков» — директора Александра Махмутова и режиссера Семена Иониди — серьезных моральных и физических усилий. Однако мытарства Городского драматического театра выделяются и на этом фоне и могли бы составить настоящий сибирский сказ о том, как театр Афанасьева под землю ходил.
Из 35 лет работы для новосибирского зрителя (в этом марте труппа Городского драматического театра отмечает юбилей), пятнадцать — команда режиссера Афанасьева провела в скитаниях по чужим площадкам и двадцать — прожила под землей, буквально расположившись в одном из городских подвалов. За это время возникали эффектные (собственное здание на улице Серебренниковской с росписью интерьеров от Михаила Шемякина) и сомнительные (помещения в многофункциональном комплексе «Снежная миля» на Большевистской) варианты, лопавшиеся, точно пыльные пузыри. Потому и реконструкция кинотеатра «Пионер», которую затеяли новосибирские власти в 2017 году, казалась недостижимой, как небеса обетованные, о которых афанасьевцы пели в одном из лучших своих спектаклей. Реализовать проект удалось благодаря объединению средств из городского, областного и федерального бюджетов. Только под занавес 2022 года здание было сдано в эксплуатацию.
Изменения, произошедшие со зданием кинотеатра «Пионер», о годе постройки которого у краеведов нет точных сведений (известно, что с 1926 года здесь располагался кинотеатр «Юнгштурм», переименованный в 1941 и реконструированный в 1945 году, однако история многократно менявшего стены здания уходит далеко в купеческое прошлое Новониколаевска), можно назвать радикальными. Общая площадь увеличилась с 2000 до 2984 кв. м. Строители заменили перекрытия, укрепили несущие конструкции и фундамент, расширили подвальную часть и добавили третий этаж, который займут сотрудники администрации театра. Полностью перестроили внутренние помещения, а фасады, долгое время смущавшие горожан невразумительным грязным цветом с вкраплениями графити, выполнили с использованием традиционных для Новосибирска цветов — красной охры и серого. Дополнили образ балкон и авторские витражи ручной работы, зашифровавшие в своем стеклянном коде театральные маски разных жанров.
Парадный вход для зрителей расположен с улицы Горького. Войдя в театр, публика окажется в просторном вестибюле, пол которого украшает фирменный логотип, а стены — необычная галерея. Задуманные дизайнером декоративные розетки, афанасьевцы преобразовали в керамические тарелки со стилизованными портретами артистов. Сейчас актерский актив труппы — 45 человек. Общий состав команды Городского драматического театра увеличился от 100 до 120 человек. Новых рук потребовало новое здание, обслуживать которое должно большее количество человек. К тому же у афанасьевцев впервые появился полноценный осветительский и радиоцех с современным оборудованием, управлять которым будут недавно влившиеся в команду ГДТ специалисты.
Если в подвальчике на Вокзальной магистрали театр Афанасьева, исходя из квадратуры, довольствовался сотней зрительских мест, то в здании на улице Горького центром притяжения станет зрительный зал на 208 кресел. Он будет называться большим и сфокусирует внимание зрителей на сцене с накладным электромеханическим кругом. Появится у труппы Городского драматического театра и малый зал — впервые со дня основания. Его вместимость будет не более 50 мест. Третья сцена найдет себе место в просторном театральном буфете и отлично впишется в концепцию творческих встреч и стендап вечеров.
Еще одной почти секретной площадкой станет vip-комната, где будут проходить застольные репетиции и можно устраивать камерные встречи для узкого круга гостей. Это помещение расположено в цокольном этаже, как зрительский гардероб и общедоступные туалетные комнаты. На втором этаже здания отведено место для гримуборных. Для актерских «святилищ» предусмотрено не только элементарно необходимое наполнение (столы, зеркала, напольные вешалки для костюмов, диваны для отдыха), но и прилегающие туалетно-душевые комнаты. В подвальном помещении на Вокзальной магистрали, где театр провел два десятка лет, не вмещалось ни одной душевой кабины.
На переезд у афанасьевцев ушло больше месяца. Паковали и перевозили вещи всем коллективом — на личном и служебном транспорте. Прощались с трогательными ритуалами и искренними слезами. Теперь распаковывают коробки, расставляют технику, запускают оборудование, обживаются и, конечно, строят планы на будущее.
Продажа билетов стартует в середине февраля. Торжественная церемония открытия нового здания намечена на 19 марта. Концерт-открытие для зрителей планируется провести 22 и 23 марта. С 25 марта начнутся показы репертуарных спектаклей. Отличная новость: на старте в афишу вернется спектакль «Унтиловск» — пронзительный сценический аттракцион, единым порывом обращающий театральное действие в священнодейство, и вместе с тем одна из самых ярких и многократно титулованных режиссерских работ Сергея Афанасьева, выпущенная в 2013 году. Реновированный спектакль выйдет на новую сцену с актуальным актерским составом.
Что же касается «свежих» премьер, то менять репертуарную политику театра Сергей Афанасьев не собирается. Труппа продолжит рассказывать своим поклонникам «истории про человеков» и постарается соблюсти баланс между фундаментальными произведениями мировой драматургии и экспериментами. В этом сезоне бразды правления возьмут в свои руки молодые режиссеры-выпускники театральных вузов. А в следующем — в игру вступит сам художественный руководитель. В его замыслах воплощение пьес Шекспира и Островского: все постановочные возможности для этого у новоселов теперь есть.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Павла КОМАРОВА и Евгения НИКИТЕНКО