Британские и американские генетики выразили сомнение в том, что знаменитый эксперимент по одомашниванию черно-бурых лис, проводившийся в Новосибирске в течение нескольких десятков лет, был достоверным. Они утверждают, что лисы изначально не были абсолютно дикими. Статья, критикующая эксперимент новосибирцев, опубликована в журнале Trends in Ecology & Evolution.
Новосибирский эксперимент начался в 1959 году. Генетик Дмитрий Беляев и специалист по поведению животных Людмила Трут отобрали самых послушных особей из 130 лис и скрещивали их между собой. Цель эксперимента – проверка гипотезы о синдроме одомашнивания в ходе искусственного отбора. В результате у лис проявились такие черты как закрученные хвосты и вислые уши – как у собак. У них уменьшился мозг, и они сохраняли игривость до зрелого возраста.
Авторы статьи в Trends in Ecology & Evolution сообщают, что новосибирские лисы были родственниками тех животных, которых выращивали на меховой ферме на острове Принца Эдуарда в Канаде, то есть, уже в какой-то мере были одомашнены. Один из признаков таких лис – белые пятна на шкуре. Такие же пятна были и у новосибирских лис, что, по мнению критиков, подтверждает родственные связи животных. Также утверждается, что нет доказательств того, что у домашних собак хвост закручивается чаще, чем у диких.
Впрочем, несмотря на критику, авторы статьи не отрицают важность эксперимента по одомашниванию лис.