В Новосибирске завершились судебные тяжбы родных авторитетного геофизика из НГУ Владимира Могилатова с клиникой «Астра-Мед». У медиков отсудили компенсацию за смерть ученого от инфаркта, которую можно было избежать.
Владимир Могилатов – посвятивший жизнь науке новосибирский геофизик, родившийся в 1945 году. Из прожитых им 74 лет более пятидесяти он состоял в браке. У него остались дети и внуки, а также более 150 научных статей и 26 патентов. В мире он известен как автор нового метода электроразведки — зондирования вертикальными токами, благодаря которой можно определить количество нефти и газа в месторождениях.
«Муж всегда был большим романтиком — мечтал сделать Арктику новой Аляской для России. Он придумал, как исследовать морское дно на предмет запасов газа и нефти. С несколькими геофизиками СО РАН они выиграли грант на научное обоснование экспедиции. Проект предполагает установку на льдине или корабле оборудования, которое зондирует дно электромагнитными волнами сквозь толщу воды и льда», — рассказала журналистам «КП-Новосибирск» вдова ученого Галина Могилатова. С этим проектом геофизик собирался отправиться на конференцию, но так и не попал на нее.
Вечером 28 января 2020 года у Владимира Могилатова неожиданно заболело сердце. На следующий день в клинике «Астра-Мед» невролог назначил обезболивающие, не исключив кардиологию, сделали ЭКГ, но госпитализировать не стали. Врач-кардиолог отправила пациента на тропониновую пробу, чтобы выяснить, нет ли повреждения миокарда.
Результатов анализа не было несколько дней, все это время ученый ходил без диагноза, а лететь на конференцию ему не запретили. Однако накануне поездки, 2 февраля, у него случился сердечный приступ. Пока ехала скорая, Могилатов успел позвонить организаторам и отменить свой доклад, сдать билеты и снять бронь в гостинице. Через два часа он скончался в больнице.
«Реаниматологи смогли перезапустить сердце один раз, но оно опять остановилось: помешал обильный некроз, вызванный инфарктом трехдневной давности. Мы все были в шоке от случившегося. Лишь спустя сутки кардиолог клиники позвонила на телефон мужа в связи с катастрофическим результатом анализа на тропонин. Муж одной из дочерей ответил врачу: «Владимир Сергеевич вчера умер», — вспоминает Галина Могилатова.
Отойдя от шока через несколько дней, близкие взялись разбираться с ситуацией и подавать в суд на медиков. Помимо того, что в кардиограмме проглядели признаки инфаркта, так еще и анализы делали несколько дней. В документах было написано: «не срочно». Из-за этого после посещения клиники мужчина еще три дня ходил с инфарктом до самой смерти. Примечательно, что в момент посещения ученым клиники, у нее не было лицензии на кардиологию взрослым — она находилась в стадии оформления.
В свою защиту медработники заявили, что Могилатов жаловался на боли в шейном отделе позвоночника, которые, как он считал, вызвал остеохондроз, и попросил рецепт на обезболивающее. Из-за конференции ученый отказался от листка нетрудоспособности и госпитализации. Утверждают даже, что врачу с трудом удалось уговорить его сделать ЭКГ и обратиться к кардиологу.
«К сожалению, Владимир Сергеевич не проходил ежегодный профилактический осмотр, который обязан организовать работодатель, не обращался за бесплатной диспансеризацией, не было плановых консультаций у терапевта и кардиолога. Он жил своей работой, а таких людей бывает сложно убедить регулярно обследовать свое здоровье, помощь и настойчивость в этом вопросе должны проявлять близкие», —говорит директор клиники «Астра-Мед» Марина Кондратенко.
Точку в этом споре летом 2022 года поставил Октябрьский районный суд Новосибирска. Помощник прокурора Октябрьского района Валерия Циплакова просила частично компенсировать моральный вред с учетом разумности и справедливости. Суд обязал клинику выплатить родным пациента 350 тысяч рублей.
Ранее в «Новой Сибири»:
Арест Колкера в Новосибирске: известного ученого подозревают в госизмене