Обвинение директору планетария Игорю Масликову переквалифицировали с коррупционной статьи на хозяйственную.
УГОЛОВНОЕ дело в отношении директора Большого новосибирского планетария Сергея Масликова уже не выглядит столь скандально, как в самом начале истории. Коррупционную статью заменили на хозяйственную, после чего астронома отпустили под подписку о невыезде.
В феврале этого года Сергей Масликов был заключен под стражу по подозрению в получении взятки. Несмотря на смешной ее размер (190 тысяч рублей), ему инкриминировали ч. 5 ст. 290 УК РФ, которая предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
Странновато выглядела и схема, в которой следователи распознали признаки коррупции. Сообщалось, что Масликов сдавал дорогостоящее оборудование планетария в аренду, а деньги (те самые 190 тысяч) ушли не в муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Планетарий», которое владело имуществом, а в АНО «Новосибирский планетарий». Украл или просто попутал получателя денег? По этому вопросу у следователей, учитывая квалификацию события, рефлексии на том этапе и не было.
Сразу после ареста Масликов получил мощную поддержку общественности. Петиция в его защиту, опубликованная на Change.org, мгновенно собрала около 10 тысяч подписей. В ней содержалось обращение к Новосибирскому областному суду с требованием «немедленно освободить из тюрьмы» 58-летнего педагога, сподвижника, кандидата физико-математических наук.
«Скорее всего, — говорилось в петиции, — Сергей Масликов пытался найти средства на какой-то научно-просветительский проект и выкручивался как мог. Это беда многих организаций, находящихся на государственном финансировании. Классический пример: вы хотите провести научно-популярный праздник для подростков. Государство готово дать деньги, но получите вы всю сумму только после того, как проведете мероприятие, сдадите отчет и подождете еще несколько месяцев. А для проведения праздника нужны средства, и их приходится брать из других источников. Вот вам и весь криминал».
Людей, которые бы высказывались в пользу версии о взятке, похоже, просто не существовало. Даже принципиальный недруг Масликова, режиссер и почетный гражданин Новосибирска Леонид Сикорук, который не сменил гнев на милость даже после ареста оппонента, критиковал его не как коррупционера, а как человека, неправильно, с его точки зрения, реализующего концепцию Детского астрофизического центра.
Уже в марте мера пресечения директору планетария была заменена на домашний арест. А недавно стало известно и о переквалификации обвинения. Теперь речь идет не о взятке, а о превышении должностных полномочий (ст. 286). За него по максимуму предусмотрено только четыре года.
Переквалификация дела на более легкую статью повлекла и изменение меры пресечения — как известно пока только из сообщения коллег Масликова в соцсетях, ее заменили на подписку о невыезде.
Директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета и давний друг новосибирского астронома Сергей Язев новое обвинение комментирует так: «Это уже не так страшно, но тоже неприятно. Но поскольку доказать наличие корысти и личной наживы не удалось уже на протяжении полугода (и не докажут, ибо чего не было, того не было), настроение несколько улучшается».
Что при этом с настроением самого Масликова, неизвестно: журналистам пока так и не удалось с ним поговорить. А вот с энтузиазмом правоохранительных органов, похоже, все сильно изменилось. Одно дело коррупцию выявлять, совсем другое — разбираться в бухгалтерии и документах. Тут звезд на погоны явно не нахватаешь.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»