До пожара в «Зимней вишне» глава Кемеровской области Аман Тулеев держался в своем кресле крепко, несмотря на проблемы со здоровьем.

КЕМЕРОВСКАЯ трагедия в ТРЦ «Зимняя вишня», унесшая жизни как минимум 64 человек, вызывает массу эмоций у всех жителей России. И когда эти эмоции нужно передать при помощи слов, не сразу понятно, что сказать и написать. У нормального человека возникает вопрос: а не будет ли мне потом стыдно за сказанное и написанное?

Одно очевидно: это большое потрясение и глубокое чувство сострадания. Но после всего этого помимо чувств возникают еще и мысли. Вот, например, новосибирский оппозиционный деятель Аркадий Янковский в фейсбуке пишет: «После 50 жертв, с учетом детей, можно было бы и общенациональный траур объявлять. Но царь наш неспешен. Вы помните это его вялое — «...она утонула». Теперь вот получается что-то типа — «они сгорели...» Тонет, горит, взрывается... задыхается, травится, рушится... истощается, вымывается, пустеет... безмолвствует, дуреет и... голосует «за!» Это — не единичное мнение Янковского, это мнение определенной части населения, которая во всем винит верховную власть. Такое ощущение, что в Европе и США таких трагедий не бывает, а у нас они исключительно из-за Путина и случаются.

Впрочем, с противоположной стороны политического спектра раздаются не менее нелепые заявления. Например, сенатор от Омской области Елена Мизулина, выступая на «Вечере» Владимира Соловьева, аж раскраснелась, выражая соболезнования… самому Владимиру Путину. А про погибших в «Зимней вишне» — ни слова.

Официальный рупор МИДа Мария Захарова, комментируя высылку российских дипломатов из-за дела Скрипаля, выдала такой перл: «Сегодня мы многое поняли о политиках стран Европы и Америки. В те минуты, когда все россияне сопереживают жертвам трагедии в Кемерове, для них оказалось важнее объявить о новых враждебных действиях. Мы всегда разделяли горе американцев и европейцев, когда беда приходила к ним в дом. Сегодня мы услышали слова соболезнования, а на деле увидели ничем не обоснованную агрессию. В это трудно поверить, и это будет трудно забыть». В комментарии Захаровой — полное непонимание двух несочетаемых событий. На фоне гибели людей высылка дипломатов выглядит незначительной новостью, но ведь Марии Владимировне нужно было выполнить свои должностные обязанности —  вот она их и выполнила как смогла.

Еще один комментарий, который можно охарактеризовать как «ни к селу, ни к городу», выдал обозревать Тайги.инфо Алексей Мазур: «А представляете, как бы захлебывались федеральные каналы, если бы дети задыхались от мусорной свалки и сгорали бы в ТЦ в украинских городах». Возможно, кто-то и захлебывался бы, но пока мы видим, как реагируют именно украинские деятели. Тамошний пранкер Евгений Вольнов позволил себе в самые трагические часы устроить немыслимое: «ловил хайп», распространяя утверждения о том, что в «Зимней вишне» погибли 300 человек. Из-за этого Следственный комитет РФ даже возбудил уголовное дело за разжигание ненависти и объявил украинского пранкера в международный розыск. Но, конечно, более всех отличился тамошний сайт «Миротворец», известный тем, что публикует данные о «врагах Украины». Этот сайт выразил соболезнования по поводу двухсот погибших животных в контактном зоопарке «Зимней вишни».

Что тут сказать? Люди скорбят о людях, животные — о животных.

Но, конечно, самые сильные эмоции сейчас разгораются непосредственно в Кемерове. Несколько тысяч человек собрались на митинг на площади Советов, чтобы выразить поддержку родственникам погибших и потребовать отставки губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. К митингующим вышли мэр Кемерова Илья Середюк и вице-губернатор Сергей Цивилев. Причем Цивилев даже встал на колени перед митингующими, прося прощения за случившееся. Кто-то расценил это как театральный жест, но когда ты общаешься с родственниками погибших пять часов, такой поступок уже не выглядит показухой — что называется, «пробило». Тут интересно, что Цивилев назначен на свою должность только три недели назад, причем не Тулеевым, а Путиным. Было мнение, что в Кузбасс бывшего гендиректора якутской угледобывающей компании «Колмар» прислали «на стажировку» — чтобы подготовить к руководству Якутией. Кто-то, конечно, предполагал, что на смену Тулееву. Но Аман Гумирович до сегодняшнего дня держался в своем кресле достаточно крепко, несмотря на проблемы со здоровьем, — на последних губернаторских выборах он набрал 97 процентов голосов. Недовольные в области, безусловно, есть. Они весьма активны, но их все меньше и меньше. Те, кому было совсем уж невтерпеж, переехали в более либеральную Новосибирскую область.

И, наконец, главный аргумент против Цивилева как губернатора Кемеровской области — это сам Владимир Путин, который, как правило, не присылает кого-то подсиживать действующего губернатора, он просто сразу назначает нового врио. После событий в «Зимней вишне» это уже не так очевидно…

А что же другие официальные лица Кемеровской области? Они тоже показали свое «лицо». Вице-губернатор Владимир Чернов, говоря о митинге на площади Советов, заявил буквально следующее: «Это четко спланированная акция, которая была направлена на дискредитацию в целом структур власти». Можно было бы считать эту цитату апофеозом кондовой совковой пропаганды, но губернатор на то и губернатор, чтобы превосходить своих подчиненных по всем показателям.

Аман Тулеев заявил: «На горе на людском начали — вот вся эта оппозиционная сила, вот они в момент приехали. Идут по домам, идут на предприятия, которые рядом расположены, даже в жилой сектор. Сегодня там где-то человек 200. Это вообще не родственники погибших, это вообще те, кто постоянно бузотерит». Конечно, на митинге были и те, кто пытался решить свои политические задачи, но Тулееву в этой ситуации лучше было бы вообще помолчать и посыпать голову пеплом, но нет — он об этом говорит на встрече с Владимиром Путиным, который в связи со случившимся срочно прибыл в Кемерово (ни одному главе региона такого визита не пожелаешь). Президент был мрачен и немногословен. Барабаня пальцами по столу, изрек: «Что же у нас происходит? Это ведь не боевые действия, не выброс метана в шахте неожиданный. Люди пришли отдыхать, дети. Мы говорим о демографии и теряем столько людей. Из-за чего? Из-за какой-то преступной халатности, из-за разгильдяйства. Как это вообще могло случиться? В чем причина? Последствия какие... Надо сделать все, чтобы людям помочь».

Тулеев выглядит жалко: «Сделаем, Владимир Владимирович. Товарищ президент, я вам обещаю, лично обещаю. Никогда, когда говорил, вы помните, не подводил и делал. Да, большое горе, все понимаю, через личную призму все это провожу. Я сделаю это все, сделаю».

Негоже, конечно, травить раненого льва, хоть он сам во всем виноват. Но и соболезновать ему нет особого желания. Тем более что в Кемерове есть люди, которые в этих соболезнованиях нуждаются гораздо больше.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.