Учеными пока не установлено, был ли коронавирус среди нас раньше, чем началась его пандемия. Но всем очень хочется, чтобы был.
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ немалый резонанс вызвало интервью академика Валентина Власова «Науке в Сибири». Научный руководитель Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН заявил, что поддерживает гипотезу о том, что коронавирус в Сибирь мог проникнуть не в апреле, а еще в январе.
Валентин Викторович считает, что в пользу этой версии говорит тот факт, что нынешней зимой было много заболевших пневмонией с характерными для коронавируса симптомами. «В принципе, это хорошая новость, объясняющая, почему у нас относительно низкие скорость распространения эпидемии и смертность, поэтому можно надеяться на сравнительно быстрое затухание нынешней волны инфекции», — говорит академик.
Однако реальных доказательств этой версии, признает ученый, пока нет. «Мы с коллегами пытались разобраться в этом вопросе, — рассказывает Власов. — И здесь нас ждало большое огорчение по поводу того, как работают наша медицина и организации, отвечающие за здоровье людей. Оказалось, что в Новосибирске нет биологических образцов от больных пневмониями в зимний период, никто их не хранит и не анализирует на предмет наличия определенных вирусов».
Правда, Власов не теряет надежды на то, что доказательства будут: «В скором времени появится возможность массового обследования людей на предмет наличия у них в крови антител к коронавирусу, и подозреваю, что у очень многих такие антитела будут обнаружены».
Будем ждать, хотя и в этом случае не будет полной ясности: это те, кто с симптомами переболел в январе-марте или бессимптомно в апреле-мае?
Версии о том, что «все началось гораздо раньше», появляются регулярно. Уже больше месяца в социальных сетях распространяется сюжет Первого канала, вышедший в эфир 19 ноября прошлого года. В нем рассказывается о вспышке пневмонии во Владимирской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Челябинской областях и Красноярском крае. После того ноябрьского репортажа никаких новых сюжетов про пневмонию не было до февраля. Но сейчас он преподносится как доказательство того, что страна переболела коронавирусной инфекцией еще прошлой осенью.
Дело дошло до того, что Первый канал вынужден был выступить со специальным комментарием. Сообщается, что подобные вспышки происходили и в предыдущие годы, и в этом нет ничего необычного. И та пневмония, которой болели осенью, ничего общего с коронавирусом не имеет. Но люди хотят надеяться, что у них уже есть иммунитет.
Но есть и другие данные, которые сложно интерпретировать в пользу осенней и даже январско-мартовской версий. Логично предположить, что чем выше заболеваемость, тем выше смертность. Но как объяснить снижение смертности? Например, в Новосибирской области, по данным Новосибирскстата, в январе-марте 2020 года умерло 8887 человек — на 528 человек меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Больше людей умерло от рака, убийств и несчастных случаев. Количество умерших от болезней органов дыхания в регионе уменьшилось на 29 человек…
Еще интереснее данные по всей стране. Росстат тоже обнародовал данные за январь—март, из них видно, что умерших в этот период было почти на 13 тысяч человек меньше, чем за тот же период прошлого года. Смертей от болезней органов дыхания тоже стало меньше — на 1687. Уменьшение — во всех федеральных округах.
А вот по регионам ситуация не такая однозначная: в Москве — снижение, в Московской области — рост. Свой ноябрьский репортаж Первый канал смог бы снять в феврале в Амурской, Ивановской, Калужской, Рязанской областях, Карелии и Мордовии. Всегда можно найти регионы, где ситуация с заболеваемостью хуже, чем в среднем по стране. У большинства же регионов — очевидный спад.
В общем, как-то не срастается версия с ранним проникновением коронавируса в Россию. Пока же, по официальным данным, в Новосибирской области от новой заразы умерли в апреле пять человек, в мае — 26. Посмотрим, как это отразится на статистике. По данным Управления ЗАГС Новосибирской области (без расшифровки причин смерти), в апреле 2020 в регионе умерло 2946 человек — на 85 меньше, чем в апреле 2019 года. За 25 дней мая 2020 года — 2363 человека, на 76 меньше, чем за тот же период прошлого года.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Фото с сайта sciam.ru