Уход Андрея Ксензова из администрации области дает основания говорить о возникновении связки кандидатов, которая может изменить расстановку сил на выборах уже 2015 года.
НИКТО не обещал, что в 2014 году будет легко. Скорее, наоборот. Даже «Новая Сибирь» успела в прошлом номере предупредить об этом своих читателей («Россия-2014: аналитики анализировали, анализировали, да недоанализировали»). Но одно дело читать прогнозы, а совсем другое — получать их подтверждение.
Дела с кадровой политикой в правительстве (и администрации) Новосибирской области не задались практически с начала года. И все как-то больше по понедельникам не задались. Сначала 13 января стало известно, что пост заместителя губернатора «из-за невостребованности» покинула Ольга Кравченко. Нельзя сказать, что ее уход стал неожиданностью, слухи о таком развитии событий начали витать сразу же после появления в регионе нового министра здравоохранения — Леонида Шаплыгина.
В СЛЕДУЮЩИЙ понедельник, 20 января, было согласовано увольнение еще одного работника областного правительства — Андрея Гудовского. Об этом вице-губернатор Виктор Козодой сообщил в своем твиттере: «С болью в сердце и со слезами на глазах» согласовал сегодня увольнение ценного работника...) ... эхе-хе)». В том, что здесь речь идет именно об Андрее Эдуардовиче, сомневаться не приходится — других «ценных работников» из правительства области в тот период не уходило.
Но и переход Андрея Гудовского из правительства в мэрию сложно назвать сенсацией (по крайней мере, для областной власти). О том, что он «ушел в мэрию, но ненадолго» и «сменил пост для того, чтобы обеспечить выполнение будущим мэром обязательств, которые он взял или еще возьмет, перед областным правительством», говорить начали практически сразу после этого кадрового изменения.
Но тут незаметно подкрался третий понедельник, 27 января. И он оказался всем предыдущим понедельникам понедельник — стало известно, что по собственному желанию из администрации области ушел еще один Андрей. На этот раз — Ксензов. Так и тянет написать «и вот тут-то все и началось». Хотя бы потому, что это действительно так.
Для начала можно предположить, что никто в администрации области не был готов к такому повороту. Основания предполагать это дают несколько комментариев политического вице-губернатора Новосибирской области. Во-первых, на встрече с журналистами, которая прошла 28 января, на вопрос, а кто же будет теперь курировать Бердск вместо Ксензова, Виктор Козодой ответил: «С этим вопросом Юрченко определится в ближайшие две недели». Тут все понятно — если бы уход Ксензова был согласован давным-давно, то и имя куратора для города-спутника было бы уже известно (по крайней мере, правительству области). Во-вторых, на той же встрече Виктор Иванович так прокомментировал уход Андрея Евгеньевича: «В органах власти это обычное явление. Люди устраиваются на работу, кто-то увольняется, жизнь идет. Человек поработал, его что-то не устроило, он написал заявление по собственному желанию… Абсолютно рядовое обыденное событие, на мой взгляд, — повторил он. — Какого-то битья посуды, хлопанья дверью там не произошло».
Может, в правительстве никто посуду и не бил, но чьи-то мечты о конкретном мэре конкретного третьего по величине города страны могли пойти трещинами. И такой опытный Козодой, как Виктор Иванович, просто не мог не понимать этого, комментируя отставку Ксензова.
До третьего понедельника расклад сил на предстоящих выборах мэра Новосибирска еще можно было понять. И даже расписать, при каких условиях может победить тот или иной из кандидатов. Сейчас же все выглядит более сложно. Если Андрей Ксензов зарегистрируется как кандидат на выборах мэра от партии «Родина» (а бюро президиума политсовета ВПП «Родина» 29 января уже согласовало его кандидатуру на эту должность), кандидату от партии власти придется сильно постараться, чтобы выиграть.
В том, что кандидатом от партии власти станет нынешний и. о. градоначальника Владимир Знатков, сомнений практически не возникает. Праймериз «Единой России» прошел пока только в двух районах Новосибирска — Дзержинском и Ленинском. Но Владимир Михайлович уверенно обходит своих соперников: главврача Новосибирской городской инфекционной клинической больницы № 1 Ларису Позднякову, депутата городского парламента Ирину Путинцеву и гендиректора компании «Регион-строй», секретаря отделения «ЕР» в Дзержинском районе Сергея Капишникова. Впрочем, о том, что этот праймериз будет простой формальностью (для поддержания ореола демократичности «Единой России»), «Новая Сибирь» уже написала в прошлом номере («Сказка о многоголовой оппозиции и сыне ее — едином кандидате»). Как и о том, что даже некоторые члены регионального политсовета партии власти признавали — «вряд ли стоит ждать сюрпризов от праймериз». Так что сейчас гораздо интереснее читать в сети комментарии к промежуточным результатам, чем сами сообщения об этой «простой формальности». Например, комментарий известного новосибирского журналиста Александра Моисеева: «313-34 (313 — количество голосов отданных за Знаткова в Дзержинском районе, 34 — за всех остальных кандидатов вместе взятых. — Прим. ред.)… Это похоже на счет баскетбольного матча «Майами Хит» — Новосибирская филармония».
О том, что в случае участия Андрея Ксензова в выборах Владимиру Знаткову выиграть будет гораздо сложнее, многие эксперты говорят без капли сомнения. Хотя бы потому, что при одновременном участии эти два кандидата просто разорвут голоса провластного электората. А вот вариантов, как же будут развиваться события дальше, несколько. Поговорим о популярных.
Самым красивым (и эффективным) выглядит создание связки двух кандидатов: Локоть — Ксензов. Договориться двум партиям — КПРФ и «Родине» — может оказаться гораздо проще, чем подписывать соглашение со всей остальной оппозицией. А победить на выборах — уж тем более.
Эксперты рассматривают два варианта: либо Анатолий Локоть поддерживает Андрея Ксензова, либо наоборот. Конечно, могут возникнуть сомнения в вероятности возникновения такого альянса. Хотя бы с точки зрения здравого смысла. Смогут ли договориться кандидаты, кому и какой пост занимать в случае победы альянса? При одном условии — однозначно. Ксензов может поддержать Локтя и даже пойти к нему первым заместителем только для того, чтобы выдвинуть свою кандидатуру уже на выборах губернатора Новосибирской области. Естественно, при полной поддержке мэра Новосибирска. Либо Анатолий Локоть поддерживает Андрея Ксензова на финишной прямой предстоящих апрельских выборов в обмен на гарантии — поддержать кандидатуру первого секретаря Новосибирского обкома КПРФ на губернаторских выборах. И не простых выборов, а досрочных, вероятность которых в случае проигрыша Владимира Знаткова резко возрастает.
Правда, вот при таком раскладе никаких перспектив может не оказаться у еще одного возможного кандидата на выборах губернатора — нынешнего главы Новосибирской области Василия Юрченко.
А потому для действующей власти сейчас важно не допустить участия в выборах Андрея Ксензова (либо перетянуть каким-либо образом его на свою сторону. Но куда в этом случае девать Знаткова?). И это еще один из обсуждаемых вариантов развития предвыборной ситуации. Но почему-то кажется, что для самого Андрея Евгеньевича первый вариант может оказаться куда более привлекательным. Особенно учитывая его вполне обоснованные амбиции, приличный опыт управления и разногласия с областным правительством. Из-за которых, собственно, он и оставил пост вице-губернатора.
Василий ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»