Пояснить за «Сибирское лидерство»

0
1461

Депутаты заксобрания посмотрели на стратегию развития региона как на рабочий документ и не увидели в ней рабочих инструментов

ОБСУЖДЕНИЕ стратегии развития региона до 2030 года, ставшей известной под брендом «Сибирское лидерство», в заксобрании вызывает острые дискуссии. На неделе по итогам одного из обсуждений приняли резолюцию: предложения депутатов правительству принять к сведению и внимательно рассмотреть. В этой активности проявляется запрос на создание качественно нового управления развитием экономики региона.

Николай Мочалин
Николай Мочалин

Министр экономразвития Ольга Молчанова с презентациями стратегии в комитетах заксобрания выступает уже давно и даже, по ее собственному признанию, корректирует содержание своих докладов для каждого комитета. Так правительство готовит документ к принятию на сессии областного парламента.

5 декабря документ дошел до комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и тарифам. Ольга Молчанова повторила депутатам главное: стратегия расставляет приоритеты развития и прогнозирует его результаты по трем сценариям: консервативному, целевому и инновационному, главное отличие которых в темпах развития, но за основу взят самый динамичный — инновационный.

Разработчики документа учли плюсы и минусы существующей ситуации. Из плюсов — высокое качество человеческого капитала, развитая система образования, диверсифицированная структура экономики, выгодное географическое расположение региона. Из проблем — недостаточная экономическая и инвестиционная активность, невысокий уровень развития инфраструктуры. В итоге на фоне высокого научно-технического потенциала мы имеем низкую восприимчивость производства к инновациям. Все осложняется угрозами новых санкций, ограниченными возможностями сбыта, утратой интеллектуального лидерства и потерей компетенций во многих научных направлениях. Торговля и услуги у нас показывают перспективы, а сектор материального производства, наоборот, — слабые возможности для развития.

Но стратегия видит выход в том, чтобы финансировать, в том числе за счет федеральных средств, крупные инвестпроекты, развивать транспортную логистику, информационно-коммуникационные технологии. Тогда, считает министр, «к 2030 году регион должен оказаться в десятке или в тройке лидеров».

Напомним, стратегия социально-экономического развития Новосибирской области, которую Ольга Молчанова представляет сегодня в виде разработки специалистов НГУЭиУ, получившая броское название «Сибирское лидерство», формировалась фактически в ходе предвыборной кампании губернатора Андрея Травникова. Но тогда, весной и летом, она существовала в виде основных направлений, а теперь стала документом. Так что вопросы к ней стали уже принципиальными.

«Мы все будем рады, если в 2030 году увидим то, что сказано в стратегии, — взял слово после Молчановой депутат Иван Сидоренко. — Но я не увидел инструментария, благодаря чему мы будем этого добиваться».

Более развернуто запрос на инструментарий сформулировал депутат Николай Мочалин. Он напомнил, что согласно рейтингам социально-экономического положения в Новосибирской области производственная сфера отстает от сопоставимых регионов в два раза и составляет всего 25 процентов от внутреннего регионального продукта. Доля ВРП на одного жителя ниже на 20 процентов, объем товарного производства ниже более чем в два раза. «Даже продовольствием мы сами себя не обеспечиваем: потребление у нас порядка 350-400 млрд рублей, а вся переработка сельхозпродукции менее ста миллиардов рублей, — привел данные депутат. — Возникает вопрос: если сфера материального производства развалена или отдана в другие регионы, а большинство населения занимается перераспределением материальных благ, то откуда в области возникают деньги на инвестиции и развитие, а в бюджете — деньги на социальное обеспечение?»

Для исправления ситуации, считает депутат, необходимо строить новое качество управления развитием экономики, «в котором власть должна стать субъектом, генератором развития, а не механизмом распределения государственной поддержки».

Председатель комитета Евгений Покровский инициировал и обсуждение вопроса о вовлечении вертикально-интегрированных структур в экономику региона. «Причем это предприятия с оборотом в сотни миллионов, — пояснил он. — Нас интересует в большей части именно строительная отрасль. Почему? Потому что мы сегодня замечаем, что на рынке строительства Новосибирской области стало появляться много других компаний. Мы должны понимать, что наш рынок, наша экономика и наш бюджет будут иметь от того, что к нам пришли новые корреспонденты».

На волне критического настроя депутаты вспомнили и о судьбе стратегии развития области до 2025 года, которую принимали в 2007-м. «Предполагалось, что двукратный рост реальной заработной платы будет, сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда. Куда эта стратегия делась? Правительство должно отчитаться за ее выполнение», — говорили депутаты. Ольга Молчанова возразила, что разработка нового документа, определяющего приоритеты развития региона, задана изменениями федерального законодательства.

Однако с таким формальным подходом депутаты не согласились. От стратегии они ждут качеств рабочего документа. Именно поэтому комитет, поддержав представленный правительством проект с учетом высказанных замечаний, занес в протокол задачу обсудить все прозвучавшие предложения и замечания в правительстве.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.