Следы «черных агентов» ведут к «муниципалам»?

0
1509

Профессионалы похоронного рынка ужаснулись от поправок в закон, которые пока не внесли в Госдуму, но уже применяют в Новосибирске

ФОРУМ «Сибирь-Ритуал 2018», прошедший в Новосибирске на прошлой неделе, собрал в большом зале мэрии профессионалов похоронной индустрии из многих регионов России. Участники обменялись опытом и видением проблем отрасли, побывали на Заельцовском общественном кладбище, обсудили возможные изменения в законодательстве.

На правах «хозяина поля» начальник управления потребительского рынка мэрии Виталий Витухин выступал первым — рассказал о сложившейся в городе системе. У нас управляет кладбищами, проводит инвентаризацию мест захоронений, оказывает ритуальные услуги населению муниципальное казенное учреждение. Витухин подчеркнул: то обстоятельство, что совмещение коммерческой деятельности и муниципальных функций не нарушает закона о конкуренции, мэрии пришлось доказывать через суд. Но зато, говорит он, сегодня бюджет на ритуальную сферу дополнительных средств не тратит.

Не софинансирует муниципалитет и расходы на оказание ритуальных услуг по гарантированному перечню: по словам Витухина, оптимизация позволяет укладываться в субсидию федеральных внебюджетных фондов, которая в регионе составляет около 6,8 тысячи рублей. Правда, признал он, за 2017 год захоронить своих близких с таким набором опций решили лишь 45 горожан.

Напомним: в соответствии с федеральным законом о погребении, каждому, кто взял на себя ответственность по организации похорон, внебюджетные фонды выделяют пособие на погребение. Оно выдается в натуральном виде и монетизации не подлежит. Свою долю денег к этой сумме с учетом реальной стоимости захоронения должен добавлять муниципалитет. Но в Новосибирске не добавляет, а наоборот — экономит на федеральной доле.

Информация о новосибирском опыте вызвала у участников некоторое недоумение. Один из них даже заметил: до тех пор, пока власть получает от ритуальных услуг доход, она фактически будет заинтересована в том, чтобы люди чаще умирали.

Самые жаркие дискуссии вызвало сообщение члена рабочей группы Государственной Думы Натальи Савченко. Рассказывая о новой редакции Федерального закона «О погребении и похоронном деле», она сообщила, что в нем будет четко определен состав гарантированного перечня, а если заказчик пожелает выйти за рамки комплекта, это будет трактоваться как отказ от помощи.

Это сообщение вообще остановило ход форума минут на 20. Реализовать такое на практике будет невозможно, говорили участники, словно уже забыли, как несколько часов назад именно о таком случае, реализованном в Новосибирске в части муниципальной составляющей гарантированного пакета, рассказывал Виталий Витухин.

Впрочем, как убедился корреспондент «Новой Сибири», законопроекта, о котором докладывала Наталья Савченко, в базе данных Государственной Думы РФ не существует. Не исключено, что он является пока лишь просто одним из предложений к будущему законопроекту.

Идеи о существенной корректировке Закона «О погребении и похоронном деле» звучат года четыре, но до рассмотрения депутатами доходят лишь мелкие поправки. Например, нынешней весной были приняты две — в них шла речь о приведении его в соответствие с другими федеральным законами.

Однако в прошлом году о состоянии ритуальной сферы высказался президент России. Владимир Путин потребовал принять меры по выводу ритуальной сферы из тени и подписал перечень поручений для наведения порядка в отрасли. Одним из направлений этого курса стала борьба с так называемыми «черными агентами» — практикой навязывания ритуальных услуг участниками рынка, действующими по неофициальным наводкам источников в правоохранительных или властных структурах, больницах и моргах.

О «черных агентах» на похоронном форуме тоже много говорили. А пока шли дискуссии, новосибирские общественники Алексей Носов и Владимир Кириллов опубликовали в соцсетях видеозапись одного эксперимента. Они позвонили в муниципальное казенное учреждение «Ритуальные услуги» с типичными вопросами по помощи в организации похорон. В разгар рабочего дня им ответили лишь со второй попытки, да и то человек, представившийся охранником. А вскоре перезвонил «специалист», готовый взять все хлопоты на себя, и деловито продиктовал условия оказания широкого спектра ритуальных услуг — от транспортировки тела до подбора места для могилы. «Я и директор кладбища — одна организация, вопрос и с местом решим, и по захоронению», — обнадежил звонивший и навскидку оценил стоимость комплекса услуг в 30 тысяч рублей.

Носов и Кириллов не смогли понять, к какой организации относится собеседник — муниципальной специализированной, номер которой они набирали, или частной. Если муниципальной — почему не предложил гарантированного пакета, если частной — то как мог получить от МКУ контакт клиента.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.