Россия на «полуторной» стадии развития

0
3099

Дмитрий Штокало: Высокие технологии развиваются там, где нет отстающих звеньев в экономике

КАК в России доводить новые разработки до практического промышленного производства и рынка? Что этому мешает? Эти вопросы особенно важны для компаний, занимающихся инновациями. Среди них новосибирская компания «Новые Программные Системы». Она является центром компетенции в информационных технологиях, биоинформатике и машинном обучении, начала деятельность в 2004 году в новосибирском Академгородке. В настоящее время имеет офисы либо представителей в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, Роквилле (США) и Сямыне (Китай).

Директор «Новых Программных Систем», кандидат физико-математических наук Дмитрий Николаевич Штокало, прежде чем говорить о том, что нужно сделать, обозначает систему координат на технологической карте мира: торговля — простые производства — высокие технологии. Вот как, по его мнению, работает эта цепочка: «Когда экономика начинает развиваться, на первый план выходит торговля, потом — простые производства. И только при серьезном накоплении капиталов начинают развиваться высокотехнологичные производства. Причем одно индуцирует другое: капитал ищет технологии, в которые может вложиться, а технологии — капитал».

Дмитрий Штокало считает, что первую стадию (торговля) Россия уже миновала. Сейчас большая часть промышленных предприятий пытается освоить вторую стадию — простые производства с известной технологией. В качестве примера можно назвать отечественную автомобильную промышленность, производство бытовой техники. Эти отрасли находятся как бы на полуторной стадии, еще не преодолев вторую. Фармацевтическая промышленность уже пошла дальше: «Российские фармкомпании давно научились производить дженерики — лекарства, технологии создания которых известны. Просто вкладываешь деньги и делаешь. Недавно некоторые из них приступили к финансированию собственных исследований. В других отраслях примеры тоже есть, но они редки».

Пока мы не освоим простые производства, трудно всерьез говорить об инновациях Made in Russia. Нет смысла тратить миллион на разработку высокотехнологичной таблетки, чтобы вылечить одного пациента от сложной болезни, пока существует дефицит простых лекарств за 100 рублей, в которых нуждаются тысячи пациентов. Но это не единственная проблема развития. Дмитрий Николаевич полагает: «Внедрение высокотехнологичных инноваций возможно там, где есть «длинные деньги» и большие сроки планирования. Если у тебя горизонт планирования два года, то ты не будешь тратиться на разработку технологий, которые окупятся через 10-20-30 лет».

По мнению Штокало, высокие технологии требуют больших инвестиций, а для окупаемости необходимы международные рынки, за которые нужно бороться. И тут свою роль должно сыграть государство — до определенной степени сохранить свой внутренний рынок и выйти на внешний.

Дмитрий Штокало отмечает: «Сейчас наблюдается позитивная динамика. Индикатором является рост спроса на высококвалифицированные кадры. Если есть компании, которые берут таких людей на работу, — значит, они занимаются серьезными разработками. В качестве примера можно привести ООО «Новые Программные Системы». Наша компания разрабатывает облачный сервис диагностики рака по данным анализа ДНК и РНК опухоли, а также первую в России популярную веб-энциклопедию о диагностически значимых геномных вариациях на русском языке, осуществляет аналитическую поддержку биобанков, биотехнологических компаний».

Что нужно сделать, чтобы ускорить прохождение второй стадии? По мнению Дмитрия Штокало, необходимы комплексные меры: «Высокотехнологичное общество стоит на более высокой стадии развития, в нем более сложные связи. И тут возрастает роль государства в сферах науки и культуры, военной и социальной сферах. Нужно, чтобы не было отстающих звеньев, тогда интегрально будут быстрее развиваться и высокие технологии».

Александр БОРИСОВ, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.