Хорошее дело — выборы: то дороги почистят, то о русской классике напомнят, то о демографии поговорят.
ДАЖЕ немного жаль, что время выдвижения кандидатов на пост мэра Новосибирска заканчивается завтра. Наверняка скандалы и курьезы, связанные с потенциальными градоначальниками, еще впереди. А вот имена новых ярких личностей в списке избиркома уже не появятся. Наоборот — вот-вот они оттуда начнут исчезать. Еще через неделю, к 3 марта, все окончательно встанет на свои места: городская избирательная комиссия объявит, кто из кандидатов допущен к выборам.
Последняя неделя выдвижения оказалась насыщенной. Список пополнился неординарными персонами. Например, Сергеем Овчинниковым от «Российской партии народного управления». Можно просто сказать, что он является совладельцем компании с названием «Надежное потомство». И это само по себе уже является забавным фактом. Более того, компания действительно занимается производством. Но не того, о чем подумали остряки. Особенно те, кто знает: для своей семьи Овчинников постарался на славу — произвел шесть детей. Но его фирма на самом деле занимается производством пищевых продуктов. И все же трудно ожидать, что предвыборная кампания никак не будет связана с демографическими вопросами. В определенных кругах известны идеи Овчинникова о том, как обеспечить каждую одинокую женщину хорошим мужчиной. Так что «ядерный электорат» этому кандидату наверняка обеспечен.
С тем, что процесс выдвижения — занятие захватывающее, не поспоришь. Три десятка кандидатов на одно кресло в мэрии — чем не доказательство. Но некоторые из претендентов настолько увлеклись, что их уже не остановишь — двигаются по второму кругу. Только некоторые серьезные люди, которым не нравится, что в мэры «лезут все кому не лень», обрадовались: с дистанции сошли дебошир и музыкант Сергей Паук Троицкий и Алексей Южанин, «в 9 лет достигший того, что люди называют «просветление». А они уже опять в списке потенциальных градоначальников. Только теперь не как самовыдвиженцы, они идут от партий: Паук — от партии «Против всех», Южанин — кто бы мог подумать, от «Партии духовного преображения России».
Депутату Госдумы Илье Пономареву до Паука и Южанина в некотором смысле далеко, хотя и ему в эпатажности отказать нельзя. И все же мало кто ожидал, что он угодит в странную компанию. Бывший справедросс, по всей вероятности, последует примеру Паука и Южанина. И тоже будет выдвигаться по второму кругу. Новосибирский избирком не оставляет ему шансов быть зарегистрированным в качестве самовыдвиженца. Илья Владимирович так увлекся сбором подписей, необходимых для регистрации, что насобирал их, как уверяют специалисты избиркома, даже у тех, кто не должен был за него подписываться. Нет, понятное дело, что настоящий политик знает подход к людям. Но если верить председателю Новосибирской избирательной комиссии Ольге Благо, Пономарев в этом просто гений. В смысле, уболтает даже мертвого. Информация не для слабонервных, но эксперты уверяют, что в его подписных листах оказалось шесть автографов от тех, кто отошел в мир иной. Причем, по словам Ольги Благо, некоторые сделали это задолго до того, как Илья Пономарев захотел выдвигаться в мэры, — еще в 2011–2012 годах.
История хоть и шокирующая, но все равно курьезная. А с некоторой точки зрения очень даже культурная. Когда еще в Новосибирске столько вспоминали о герое «Мертвых душ» Чичикове?
КАНДИДАТ, конечно, заявляет, что все дело в административном ресурсе, который включился на полную катушку. В ход идут придирки к буквам, устаревшая база данных и человеческий фактор. Но опытные политтехнологи отнеслись к оправданиям кандидата довольно скептически. «Я понимаю, что на агитационном поле он — нежелательная личность. Не исключаю пристрастного подхода к нему. Я согласен, что трудно достичь идеала в таком деле, как сбор подписей. Но некоторые вещи просто недопустимы. Он ведь застолбил избирательное поле еще полгода назад. Если это правда, что в подписных листах есть подписи от мертвых людей, то Илья Владимирович очень странно выглядит. Нужно тщательнее подходить к такому серьезному делу. Вопросы тут не только к Илье Пономареву, но и к его юридической службе», — новосибирский политолог Владимир Леонтьев.
Кое-кто даже заподозрил, что Илья Пономарев нарочно «сливается». Все-таки он один из инициаторов «оппозиционного альянса». А многие эксперты считают, что левый Пономарев может оттянуть голоса у кандидата от КПРФ Анатолия Локтя. Но он не намерен сворачивать кампанию. У него оказался запасной вариант: выдвинуться от партии, созданной его товарищами по белоленточному движению отцом и сыном Гудковыми — «Альянс зеленых и социал-демократов». А что ему мешает? Уж точно не мандат в Госдуме от «Справедливой России» — он предусмотрительно покинул эту партию еще осенью прошлого года. Тогда он уже собирался в мэры Новосибирска. «Я не имею права сейчас вступать в другую партию так же, как любая партия не может выдвигать в мэры члена другой политической силы. А в беспартийном качестве мне ничто не мешает выдвигаться», — отметил Илья Пономарев.
На этой неделе, как говорят продвинутые личности, «зачекинились» в избиркоме и люди, появления которых многие ждали с особым азартом. В избиркоме появились три мужчины, три выходца из исполнительной власти, три бывших и настоящих первых вице-мэра и просто «крепкие хозяйственники». Владимир Знатков — от «Единой России», Андрей Ксензов — от «Родины» и Владимир Анисимов — от политической партии «Города России».
Последним из этой троицы выдвинулся Анисимов. Хотя многие ожидали, что последним будет Знатков. Хотя бы для того, чтобы попозже уйти в отпуск, который положен кандидатам, находящимся на выборных должностях. Но он развеял эти наивные домыслы сразу после подачи уведомления в избирком: первого вице-мэра в Новосибирске кроме него нет. Так что куда он уйдет, на кого покинет город? И, между прочим, есть в его словах здравый смысл. Несколько сотрудников «Новой Сибири» в четверг утром делились приятными впечатлениями о работе городских служб: у кого-то во дворе снег убрали, кто-то заметил снегоуборочные машины на проезжей части. Непроизвольно это событие связывалось с тем, что в то утро Знатков собирался прокатиться до избиркома. А до полноценной весны еще так далеко. Может, неплохо, что первый вице-мэр продолжит по рабочим вопросам кататься по городу.
Выдвинутых кандидатов на момент верстки «Новой Сибири» (18:00 20 февраля 2014) было 29. Это если не считать Анисимова и Кубанова, которых в четверг в списке избиркома не было. Если их считать, получается 31. Жаль, что не 33. (Хотя все равно шутка про богатырей была бы неуместна: как-никак, в компании есть женщины.) Зато неплохо, что их не 38. А то кто-нибудь вспомнил бы один советский мультик. Но некоторые эпатажные кандидаты и так изо всех сил работали на профанацию предвыборной ситуации в Новосибирске, не хватало еще намеков на попугаев.
Елена АНИКИНА, «Новая Сибирь»