Мэрия обеспечивает для новосибирцев бесплатную доставку тел покойных до судмедэкспертизы и борется с теневым ритуальным рынком.
В доме горе: умер близкий человек. Скорбь, растерянность, хлопоты… Для доставки тела в судмедэкспертизу приезжает специализированная бригада. На выходе из квартиры дорогу ей преграждают два мрачных типа: «Стоп, покойный едет с нами, требуется особая экспертиза», — и показывают удостоверение сотрудника ФСБ. «Вы кого тут смешите, ребята, какая особая, какая ФСБ?» — звучит в ответ.
Эта несмешная ситуация запечатлена на видеорегистратор службы, созданной для того, чтобы в скорбные минуты оградить людей от черных похоронных агентов. Она от имени муниципалитета осуществляет бесплатную для новосибирцев транспортировку умерших с мест обнаружения до бюро судебно-медицинской экспертизы. С 2024 года город в соответствии с федеральным законом о погребении и похоронном деле получил такие полномочия, расходы обеспечены бюджетом, подрядчик определен.
«Услуга полностью оплачивается из бюджета, однако фиксируются случаи, когда частные лица с поддельными удостоверениями забирают тела умерших до приезда официального подрядчика, выдавая себя за представителей властей и выставляя родственникам счета за транспортировку по 40-50 тысяч рублей, — говорит начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Морозов. — Для жителей Новосибирска эта услуга абсолютно бесплатна. Никаких доплат, переплат и так далее быть не может».
В Новосибирске историй о том, как представители теневого ритуального бизнеса оказываются на месте смерти человека вперед всех служб — очевидно, пользуясь незаконной информацией, — много. Бывало, что черные агенты из конкурирующих кланов оказывались в квартире потенциального заказчика ритуальных услуг и начинали выяснение отношений прямо возле еще не остывшего тела. А однажды специалист с дежурно-скорбным лицом позвонил в квартиру, в которой врачи скорой еще проводили реанимационные мероприятия.
Такие случаи нечасто доходят до расследования и приговора. Но теперь муниципалитет уполномочен не только оказывать необходимые для погребения услуги, но и бороться с теневиками.
Слив и использование информации о смерти на языке Уголовного кодекса называется «незаконным собиранием или распространением сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия» и наказывается, но преступления в отношении персональных данных о скорбных событиях особой строкой в законе не отмечены. А ведь это особо деликатные случаи. Когда человек теряет близкого, пользоваться его беспомощностью — особый цинизм.
Муниципалитет до сих пор фиксирует достаточно большое количество ложных вызовов. И «ложный» — это не по ошибке или, упаси бог, по розыгрышу. Исполнение контракта — это алгоритм действий, которые подрядчик в отведенное время должен выполнить. Он приезжает на место, а тело уже кто-то забрал. В мэрии знают: существуют районы, где сливов информации нет, а в отдельных таких «опозданий» до 30 процентов. Были истории, когда тела терялись на несколько дней, и сотрудникам мэрии приходилось писать заявление в полицию.
«Если тело близкого человека отдают посторонним людям, это может произойти только в результате обмана людей, — считает Александр Морозов. — Чем грозит ситуация, когда неизвестные люди забирают тело с соответствующими документами и паспортом? Как его везут? В неспециализированном транспорте по 5-6 мешков? Каким маршрутом? В какие сроки? Мы отслеживали исполнение контракта нашим подрядчиком: за прошлый год у него было всего три нарушения по срокам, всякий раз — в связи с особыми условиями: удаленностью, дорогами. А как работают черные агенты — одному Господу Богу известно».
Перевод на муниципальный контракт транспортировки покойных — это удар по самой распространенной «точке входа» теневиков в круг людей, занимающихся организацией похорон. Но она все же не единственная. Вторая такая точка — кладбище, говорит Александр Морозов. Несмотря на то что федеральное законодательство гарантирует человеку после смерти бесплатное предоставление земельного участка для захоронения, черные агенты зарабатывают и на этом.
«Черный агент может запросить за место на кладбище от 50 и до бесконечности — до 500 тысяч рублей, — рассказывает он. — Мы плотно работаем над этой проблемой, проводим разъяснительную работу и увидели новый формат навязывания мошеннических услуг: это когда агент сразу предлагает комплекс — со многими рабочими моментами, включая благоустройство захоронения и заполнение документов. Туда же включают резервирование места на кладбище — и получается, что это уже не деньги за просто так, а, что называется, за что-то. Суммы фигурируют те же самые: от 50 до 500 тысяч».
По данным участников рынка ритуальных услуг, некоторые похоронщики не брезгуют и совсем простой формой мошенничества: берут деньги за оказание услуг из минимального, гарантированного государством перечня ритуальных услуг. Согласно федеральному закону и муниципальным правилам, после смерти каждый человек имеет право быть захороненным или кремированным бесплатно — за счет государства. В минимальный перечень услуг входит доставка тела из бюро судебно-медицинской экспертизы, гроб, копка могилы, захоронение, установка «пирамидки». Мошенники, получив от представителя покойного доверенность, подают в МКУ «Ритуальные услуги» заявку на бесплатный перечень, а с клиента берут за это деньги.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
P.S. Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска напоминает: обращение к «чёрным ритуальным агентам» — риск попасть к вымогателям, навязывающим свои услуги людям в момент, когда они потеряли близких. Чтобы избежать этого, в трагических ситуациях нужно обращаться за помощью по единому муниципальному номеру 227-55-95.
Ранее в «Новой Сибири»: