21 рубль — это маржа или акциз?

0
1906

Почему подакцизные товары уходят в тень? Ответ на этот вопрос искали на всех отраслевых площадках выставки FoodService Siberia. 

ДЛЯ СООБЩЕСТВА производителей и продавцов пива выставка оборудования и товаров для оснащения предприятий общественного питания FoodServiceSiberia 2018, прошедшая на минувшей неделе в «Новосибирск Экспоцентре», не является основным событием. Однако весь первый день самые бурные дискуссии проходили именно на площадках, организованных участниками пивного рынка.

Что характерно, на каждой из них под тем или иным углом касались и тем, связанных с теневым оборотом. На отраслевом форуме пивоваров «Актуальные проблемы и перспективы рынка пива» их поминали в разрезе вопроса: «Как защитить цивилизованный бизнес от нелогичных ограничений?» На круглом столе Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по СФО — в ходе обсуждения с участниками рынка вопросов учета объемов производства пива и пивных напитков, подключения к ЕГАИС и декларирования.

Самыми прямолинейными были участники круглого стола «Теневой оборот пива: инструменты и практика контроля», организованного журналом «Эксперт Сибирь». В итоговом пост-релизе все настроение обсуждения организаторы обозначили таким тезисом: «Чрезмерное регулирование пивной отрасли и несбалансированная акцизная политика приводят к росту теневого оборота пива». Модератор встречи, главный редактор журнала Виталий Букатин, тему иллюстрировал весьма провокационно: «Прав тот бизнес, который ушел в тень. Он спокойно работает и зарабатывает деньги. На активности контролирующих органов реагируют только легальные предприятия. Они выносят на себе все тяготы регулирования и в итоге проигрывают нелегалам. Кто не играет по правилам — те живут хорошо. Зачем играть по правилам, если можно этого не делать?»

В обсуждении прозвучали такие данные: сегодня в тени находится от 20 до 30 процентов российского пивного рынка. Только по Новосибирску, который занимает пятое место в России по производству пива и первое по количеству пивных точек на душу населения, областной бюджет недополучает порядка четверти миллиарда рублей акцизных сборов.

Почему предприниматель уходит в тень? Для представителя легального рынка ответ очевиден: ради маржи, которая в контрафактном обороте составляет 21 рубль с литра. Это — как размер акциза, который производитель платит в бюджет. Когда он составлял три рубля, мутить с контрафактом не имело смысла. Сегодня соблазн выше в несколько раз, а соответствующего ему натиска со стороны контролирующих органов нет.

Это, кстати, было видно и по количеству контролирующих органов, приславших представителей на круглый стол «Эксперта Сибирь»: практически никого. Модератор рассказал, как проходило приглашение. Роспотребнадзор отправлял в Росалкогольрегулирование, Росалкогольрегулирование — в органы внутренних дел, а те — обратно в Роспотребнадзор. «Я представитель делового издания, я прекрасно понимаю, зачем работает бизнес, и вижу, как легальные игроки рынка тащат на себе всю эту «регулирующую» нагрузку. Пострадавшими от ужесточения правил остаются те, кто вынужден играть по правилам. До остальных государство не добирается, пытаясь решить проблему бюджета за счет тех, кто остался в легальном поле. Но они долго эту ситуацию удерживать не смогут».

Другой взгляд на этот замкнутый круг, когда государство закручивает гайки, но это приводит только к росту теневого сектора, представил Камаль Лебедев, член президиума «Опоры России». «Есть законы и правила, а есть те, кто добивается их исполнения. А там — коррупция, — говорит он. — Власть придумывает новые меры, но для исполнителей-коррупционеров это становится новыми инструментами для коррупции. И ничего не меняется. Участники рынка страдают, акцизы уменьшаются. А власть дальше крутит гайки».

Эксперты рынка считают, что для разрешения ситуации не надо разрабатывать новых регулирований. Тех, что есть, уже достаточно, просто нужно научиться эффективно их применять. Надзорные и правоохранительные органы должны использовать имеющиеся у них инструменты, чтобы пресекать незаконное производство и торговлю, при этом делать это максимально публично. Публичность — лучшая гарантия и от коррупции. В этом готовы поддержать общественники, которые в последнее время по собственной инициативе организуют проверки розничных сетей. В частности, по результатам рейдов НРОО «Общественный контроль» уже выявлены и пресечены факты нелегальной торговли пивом из ближнего зарубежья.

Одновременно необходимо создавать для участников рынка стимулы для выхода из тени. Тот факт, что пиво практически приравнено в стране к крепкому алкоголю, не дало положительного эффекта. Именно с этого момента и берет свое начало «теневой сектор» пивоварения. По мнению пивоваров, выделение пива и напитков на его основе в отдельную категорию пойдет на пользу отрасли. Равно как и корректировка акцизной политики, гармонизация акцизов в рамках таможенного союза. Сегодня, напомним, в Казахстане ставка акциза всего 7 рублей — в три раза меньше, чем в России, поэтому привозить пиво из Казахстана становится гораздо выгоднее, чем варить его здесь.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.