Эх ты, поле правовое: Новосибирская компания борется с жадностью системы «Платон»

0
1827

Компания из Новосибирска вольно или невольно стала активистом сопротивления системе сбора платежей с большегрузных автомобилей «Платон». Региональный участник федерального рынка автоперевозок инициировал более тысячи исков об отмене административных штрафов, и в Арбиражном суде Новосибирской области их безоговорочно поддерживают.

Фото со страницы ООО «Импокар» на vk.com.

Речь об ООО «Импокар» — это компания, специализирующаяся на перевозке автомобилей автовозами и создавшая, как утверждается на официальном сайте, «первый в России сервис по доставке авто». Несмотря на то, что собственный парк предприятия составляет всего 40 автовозов (не так много на фоне крупных игроков рынка, выпускающих на линию сотни машин), именно «Импокар» явно лидирует по интенсивности административной борьбы. С осени 2021 года она подала таких исков более тысячи.

Осень 2021 года – именно тот момент, когда российские суды буквально заполнили административные иски компаний, владеющих автопоездами и фурами. Ответчиком выступает Центральное МУГАДН Ространснадзора. Иски поступают тысячами, и в подавляющем большинстве случаев речь в них идет об отмене штрафов, которые управление государственного автодорожного надзора выписывает по ч. 1 и 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ – это за неуплату взносов «Платону». Размеры штрафов, соответственно, 5 и 10 тысяч рублей, однако если учесть, что в некоторые дни перевозчик может получить их по нескольку десятков, это никому не нравится.

Как это все работает? Системы взимания «платы за тонны» в счет возмещения вреда автодорогам «Платон» существует с 2014 года на основании правительственного распоряжения и в соответствии с концессионным соглашением. Концессионер, компания «РТ Инвест Транспортные системы», устанавливает на автомобили с разрешенной максимальной массой более 12 тонн специальное оборудование, которое фиксирует передвижение транспортного средства по федеральным дорогам и начисляет на владельца определенную плату.

Когда эта практика только внедрялась, перевозчики активно против нее выступали, костерили олигархическую семью Ротенбергов, которая якобы была бенефициаром «Платона». Однако вскоре к дополнительным затратам привыкли и с Ротенбергами разобрались. Оказалось, в компании «РТ-Инвест Транспортные системы» лишь один из них, Игорь Аркадьевич, действительно владеет 23,5 процентами, но основная доля там у АО «РТ-Инвест», которое называют «дочкой «Ростеха», хотя госкорпорация в нем имеет лишь блокирующий, 25-процентный пакет. Среди физических лиц более Игоря Ротенберга в операторе «Платона» важны Андрей Шипелов и Сергей Скворцов (оба, впрочем, имели опыт работы в «Ростехе»).

Вся эта большая история с весомыми персонажами к нашим маленьким делишкам, которыми завалило арбитражные суды, имеет непосредственное отношение. Дело в том, что за соблюдением платежной дисциплины в этом концессионном проекте, в том числе с использованием средств видеофиксации, следит вполне себе государственное учреждение – Ространснадзор, или государственный автодорожный надзор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице межрегиональных управлений, или МУГАДН. Делать это ведомства обязали с 2018 года.

Первое время после получения таких полномочий инспекторы МУГАДН ловили дальнобойщиков просто на трассах, выписывали протоколы и постановления о штрафах и ставили на колеса блокираторы, пока владельцы фур не заплатят. Но скоро это было признано злоупотреблением. И с 2021 года картина поменялась. Инспекторов теперь на дорогах не видно – вместо них работают камеры. Но ведомство стало проявлять некоторую нетерпеливость, если не сказать жадность.

Согласно положению о «Платоне», собственник автомобиля имеет право на определенную отсрочку. Это означает, что, скажем, за май он должен заплатить до конца июня. Но с какого-то момента Ространснадзор стал обращать внимание на отсутствие денег на лицевых счетах заранее и выписывать штрафы, не дожидаясь конца месяца. Чтобы не платить, перевозчик должен пойти в суд и доказать, что постановления об административном правонарушении датированы последними днями месяца, и, поскольку «дата платежа на момент фиксации правонарушения еще не наступила, отсутствует субъективная сторона вмененного правонарушения, как следствие его состав».

Наиболее прогрессивные участники сопротивления оспаривают штрафы сразу пачками. Например, на днях в Арбитражном суде Московской области компания «Верус», парк которой насчитывает 184 автопоезда, в одном процессе добилась отмены сразу 30 постановлений по пять тысяч каждый, причем все они были выставлены всего за два дня. Судья рассматривал дело в гордом одиночестве – стороны даже не вызывал.

«Импокар» однажды тоже отбился по пачке нарушений в одном деле — в нем рассматривалось более 220 постановлений о штрафах по 5 и 10 тысяч на общую сумму 1,8 млн рублей. Протоколы были выписаны с осени 2019-го по конец 2021-го, но самым урожайным для ведомства днем стало 20 сентября 2021 года: тогда на компанию было выписано 54 штрафа. Компания добилась отмены всех, причем в суде даже не пришлось сопоставлять даты постановлений и платежек: просто выяснилось, что ведомство совсем не имеет доказательств этих нарушений. Ну, или, по крайней мере, их не представило.

Это действительно так: Ространснадзор в такие процессы даже не присылает отзывы, хотя именно на нем лежит обязанность доказать, что правонарушение было. Почему? Видимо, потому, что постановления пишут роботы. Суды устанавливают, что в них не описываются обстоятельства события, не указано, в связи с чем ответчик пришел к выводу, что заявитель является субъектом вмененного ему правонарушения, не установлена вина лица, привлекаемого к административной ответственности.

«Факты, установленные постановлениями, не подтверждены документально, что делает невозможным четкое определение события административного правонарушения, равно как и места его совершения, а также не позволяет считать данные обстоятельства установленными», — говорится в решении по заявлению новосибирского перевозчика.

По какой-то причине после того случая компанич стала подавать заявления по каждому штрафу отдельно. В самом «Импокаре» объяснять, почему это так, расказывать подробности или как-то комментировать происходящий с автомобилями компании административный восторг отказались. Уточнили только, что действуют в правовом поле. Но поле это сложилось так, что дела валятся и валятся. 19 октября Арбитражный суд Новосибирской области принял от компании семь новых заявлений, 14-го – 17, 13-го – 15, следует из данных системы «Электронное правосудие». В остальных регионах похожих записей тоже много, но «импокаровцы», похоже, самые активные борцы с жадностью «Платона».

Интересно, что в Западно-Сибирском МУГАДН, как говорится в ответе на запрос «Новой Сибири», ООО «Импокар» на счету нарушителей не стоит. А вот почему все иначе в центральном межрегиональном управлении, узнать не удалось: запрос «Новой Сибири» остался без ответа.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

«Платон» подкрался незаметно

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.