Директор Западно-Сибирского филиала Сибирской генерирующей компании Игорь Лузанов 1 февраля выступил на сессии Законодательного собрания Новосибирской области с информацией о мерах по повышению надежности и устойчивости работы систем тепло- и электроснабжения в Новосибирске. «Новая Сибирь» публикует краткий конспект выступления с учетом ответов на вопросы депутатов.
Как известно, в середине января левый берег Новосибирска перенес серию порывов теплотрасс, что привело к введению в городе режима ЧС. Длительными отключениями тепла в жилых домах, на социальных и промышленных объектах Ленинского и Кировского районов заинтересовались власти – так руководитель региональной энергосистемы оказался на сессии.
Он начал выступление с того, что принес жителям левобережья извинения «за неудобства и, мягко сказать, дискомфорт» и констатировал: состояние сетевой инфраструктуры на левом берегу Новосибирска оставляет желать лучшего, компания знает, что с этим делать, но необходимо некоторое время, чтобы решить эти вопросы.
О масштабе и сроках отключения тепла
Первый порыв теплотрассы произошел 11 января на улице Плахотного. Система была отключена 11 января в 01.30, режим подачи теплоносителя был восстановлен 12 января.
«В 0.00 мы практически закончили ремонтные работы и утром восстановили режим. С 11 января до 16.00 17-го рабочие режимы были обеспечены, но потом, к сожалению, произошло отключение на улице Петропавловской, которое было устранено 18-го числа к утру. А 19 января в 12.30 был выявлен порыв на той же теплотрассе, на том же участке, что вынудило нас отключить его еще раз. После ликвидации порыва мы уже участвовали в восстановлении теплоснабжения во внутридомовых системах отопления.
На устранение аварии были привлечены все силы и средства – а их у нас достаточно. Со всех шести сетевых районов были собраны бригады, на каждом повреждении мы имели дублирующую бригаду сварщиков, чтобы была возможность менять людей, чтобы они были в состоянии с максимальной эффективностью устранять повреждения.
Помимо этого на восстановление внутридомовых систем отопления мы привлекали до 120 сотрудников нашей компании, в том числе из Барнаула и из Кузбасса».
Про перерасчеты и компенсации
Основные вопросы к директору филиала касались перерасчетов и компенсаций потребителям, попавшим под отключения. Игорь Лузанов сообщил, что компания в инициативном порядке провела перерасчет потребителей с прямыми договорами — это 873 многоквартирных дома. По 1402 домам, где оплату за теплоснабжение начисляют управляющие компании и ТСЖ, СГК отразила перерасчеты в своем начислении со следующими подходами.
Первый был применен к потребителям домов, в которых теплоснабжение могло быть не в соответствии с нормативами. Здесь по правилам, предусмотренных постановлениями правительства РФ №808 (от 8 августа 2012 года «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации») и №354 (от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), пересчитаны были услуги за весь период с 11 по 22 января.
Второй подход предусматривал дополнительно компенсацию затрат на энергию, которая была необходима для поддержания в квартирах нормальных условий. В основном потребители обогревались за счет электроэнергии, но некоторые согревались газом – включали плиты.
Третий подход — компенсация ущерба. По ее расчетам алгоритм действий также составлен, заверил Игорь Лузанов. «Действуем через старших по домам. Они должны собирать информацию, передавать управляющим компаниям через глав районов. Заявка подается с реквизитами банковских счетов. Сформирована комиссия по их рассмотрению. Сегодня подано 95 заявок, отработано 37. Продолжаем в удобное для потребителя время принимать заявки и осуществлять расчет компенсации».
Причины: «Кто виноват, определят компетентные органы»
По факту коммунальных аварий возбуждены уголовные дела. После первого же порыва прокурор Новосибирска сообщила, что даст оценку своевременности и полноте принимаемых мер ответственными лицами и что следователем следственного комитета возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.238 УК РФ по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей со стороны неустановленных лиц.
«Так что кто виноват, наверное, найдут компетентные органы, а я доложу так: по предварительным выводам, причиной стало утонение стенки вследствие коррозии. На улице Плахотного, возможно, речь будет идти про электрохимическую коррозию, потому что рядом с трубопроводом был кабель, но точный анализ мы сейчас сделать не можем, потому что органами, которые проводят расследование, у нас изъяты эти участки трубопроводов. Но в любом случае это коррозия, утонение стенки.
Что послужило триггером для того, чтобы трубопровод раскрылся на длине практически 1400 мм? Есть версия, что из-за перепадов температуры наружного воздуха. На нее реагировали датчики тепловых пунктов, автоматика отрабатывала задания, которые от них получала. Тогда происходили аномальные колебания температуры от плюса к минус 25, они происходили несколько раз, и это отражалось на всей теплосети. И в один момент это могло сыграть, стать окончательным триггером для того, чтобы этот трубопровод раскрылся.
Остальные аварии мы считаем следствием первой аварии. Через раскрытие произошло очень большое истечение теплоносителя. Соответственно, происходило резкое снижение давления, резкое снижение температуры, а после заполнения – новые изменения физических параметров.
Да, на работоспособность нормальной сети это не должно было повлиять. Но – и тут мы переходим к корневой причине – износ нашей системы теплоснабжения составляет 72 процента.
Следующий фактор — сложная геология левого берега Оби. Условия, в которых находятся здесь теплотрассы, оставляют желать лучшего. Это мы видели по состоянию теплотрасс, которые перекладывали в прошлом году: например, на улице Широкой трубы просто лежали в воде. Это факт, от которого никуда не денешься.
Свое дело сделало и длительное отсутствие ливневой канализации на левом берегу.
Далее — многолетнее отсутствие инвестиций в обновление системы, ее некачественное строительство. Что мы видим при вскрытии? Под плиты перекрытия канала поступают поверхностные воды, образуется локальная коррозия. В целом трубопровод может быть еще достаточно прочным, но локально такие прокапы приводят к подобным повреждениям Более того, есть факты отсутствия гидроизоляции на ряде каналов.
Еще один фактор — закольцованность системы. Закольцованность — это одно из требований старых СНиПов. Так проектировали раньше. Но сегодня это могло усугубить проблему.
Вообще исторически на левом берегу много домов подключены по зависимой схеме. По современным требованиям подключать потребителей необходимо по независимой схеме, когда у каждого дома свой контур. Но большинство домов левого берега используют теплоноситель непосредственно из нашей тепловой сети».
Что делать?
«Первое: поскольку с этой системой мы еще будем долго жить, нам надо научиться быстро выявлять повреждения. Мы рассматриваем возможность установки акустических систем. Они позволяют по шуму выявлять возникновения повреждений на ранних стадиях и по уровню шума определять их развитие.
Второе: надо создавать возможность быстрой локализации аварийных участков. Необходимо установление арматуры, которая бы позволяла более оперативно отсекать повреждения. Причем с меньшей опасностью для наших работников, потому что то, что они делали в ту ночь, заслуживает отдельного разговора, внимания и поощрения.
Будут меняться и подходы к гидравлическим испытаниям. Те испытания, которые мы проводили на левом берегу для выявления дефектов, больше не годятся.
В прошлом году мы обследовали два километра тепловых сетей в зоне ТЭЦ-5 роботом, который дает более точный прогноз места и характера повреждения. Соответственно, по левому берегу нам необходимо пройти работу по сетям таким роботом порядка 50 километров. Сейчас мы рассматриваем такую возможность, но мы можем столкнуться с тем, что 14 дней, которые по закону положены для проведения гидравлики и устранения дефектов, нам будет недостаточно. Возможно, потребуется согласовывать с муниципалитетом более длительное отключение потребителей.
Компания начала реализацию программы «Надежный левый берег». Ее выполнение позволит в случае падения давления поддерживать циркуляцию внутри домовой системы, обеспечивая ее живучесть. Мы начали строительство таких систем, стоит задача обкатать их, провести эксплуатационные испытания.
Что с перспективами?
«В направлении повышения надежности тепловых сетей сделан очень правильный, единственно возможный в этой ситуации шаг – в 2022 году Новосибирск был отнесен к так называемой ценовой зоне теплоснабжения. Это сделано в соответствии с законом, призванным стимулировать инвестиции в теплосетевое хозяйство, в системы теплоснабжения городов. Мы подписали с муниципалитетом соответствующее соглашение, начали реализацию программы. По количеству километров, которые мы теперь перекладываем из года в год, видна ее эффективность. Если в 2022 году, после введения ценовой зоны теплоснабжения, было отремонтировано 14,6 км трубопроводов, то 2023-м — почти 22 км, а на 2024-й запланировано 36 км.
У компании есть желание делать больше, но на рынке стало не хватать подрядчиков. Рынок растерял компетенции, и нам придется с этим жить. Мы надеемся, что они возродятся, появится достаточное количество рук и голов, чтобы реализовывать планы по восстановлению надежности новосибирских тепловых сетей.
Чтобы привести сети, которые отстояли 30 лет, к соответствию требованиям, Новосибирску надо менять порядка 140 километров труб в год. Плюс требуются вложения в центральные тепловые пункты.
Левый берег требует особого отношения. По объему сетей он составляет примерно 35 процентов от правого, но, например, по объему утечки они идентичны.
Записал Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: