Новосибирский Роспотребнадзор нашел фальсификат лишь в 2,3 процента молочной продукции, взятой на пробу с магазинных полок.
С 1 июля 2019 года в России вступили в силу новые правила продажи молочной продукции, обязывающие продавцов визуально отделять продукты без растительных жиров от товаров, изготовленных с их добавками. Как норма федерального законодательства выполняется на практике, а также о качестве молочной продукции и о проблеме фальсификата на региональном рынке рассказали новосибирские эксперты.
Согласно классификации, установленной Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию (а он имеет статус федерального закона), разделяются такие понятия, как «молочные продукты», «молочные составные продукты» и «молокосодержащие продукты». Молочные продукты — это продукты, в рецептуре которых только цельное молоко и его составные части. В них наличие белка и жиров растительного производства не допускается. В молокосоставные продукты допускают помимо молока добавлять побочные ингредиенты — сыворотку, молочные белки, а также другие натуральные компоненты (кусочки фруктов, изюм, орехи, шоколад). Третья категория — молокосодержащие продукты, в них допускаются жиры или белки немолочного происхождения (не более 50 процентов), чаще всего это пальмовое и кокосовое масла. Подразумевается, что оставшаяся половина рецепта — молоко.
Суть нововведения, которое вступило в силу 1 июля 2019 года, в том, что покупатель должен быть в полной мере информирован, какой именно товар покупает. Проверяет выполнение Роспотребнадзор, и с 1 июля его специалисты уже проверили 180 торговых точек, где реализуется молочная продукция. В половине из них установлены нарушения — либо требование закона совсем не исполнено, либо информация размещена так, что ее не видно (без соблюдения требования доступности). Сумма штрафов, выписанных за несоблюдение новых правил, составила 420 тысяч рублей, — рассказала эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Ирина Клинова.
«Продукция должна сопровождаться информацией о том, что не имеет заменителя молочного жира, способы предоставления такой информации продекларированы методическими рекомендациями Роспотребнадзора и Минпромторга, — пояснила она. — Но они носят рекомендательный характер».
О традиционной для молочных прилавков проблеме (фальсификате) весьма благостную картину представила главный специалист-эксперт отдела по гигиене питания детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Татьяна Сигарева. По ее данным, из отобранных с прилавков 956 проб молочной продукции фальсификат нашли только в 22 пробах. В остальных случаях, считает она, если на упаковке написано «молоко», то там именно молоко, без добавок пальмового масла и животного жира.
С такой оценкой оказался не согласен известный общественник и директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания Яков Новоселов. Он уверен, что данные неточны: «По нашим данным, в прошлом году молочных продуктов, фальсифицированных растительными жирами, на рынке было 45 процентов», — оценил он картину и призвал ужесточить контроль и ответственность за производство фальсификата на федеральном уровне.
«Норма, озвученная Роспотребнадзором, прописана в техрегламенте еще восьмилетней давности, — напомнил Новоселов. — Там сказано, что запрещено называть молоком продукт с пальмовым жиром, запрещено называть маслом маргарин. Чтобы потребитель знал, что покупает продукты с растительным жиром. Но производителю выгодно впихнуть ритейлеру и потребителю суррогат, а цену на него поставить как на натуральное молоко и масло. При таких условиях торговые сети остаются в выигрыше. Например, натуральное молоко поставляется по 33 рубля, а наценивают его до 60 рублей. Фальсификаты поставляют по 20 рублей, наценивают до тех же 60. Чувствуете разницу?»
Ася ШУМИЛОВА, «Новая Сибирь»