Памяти последнего новосибирского СЭРа посвящается

0
1116

Планов социально-экономического развития больше не будет

Последняя в этом сезоне сессия Совета депутатов Новосибирска утвердила отчет об исполнении плана социально-экономического развития на 2016 год. Это был последний план социально-экономического развития (План СЭР) — больше их не будет вообще. Вместо них появится план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития.

Обычно в отчетах о таких планах все вперемежку: «вот здесь хорошо, а тут недоработали, а вот здесь опять хорошо». Мы решили представить последний отчет о ПСЭР в наглядном виде, отделить агнцев от козлищ. Причем постарались быть максимально объективными — настолько, насколько объективной может быть статистика. Использовали в основном относительные показатели (2016 год по сравнению с 2015-м), хотя и мимо некоторых абсолютных цифр не прошли.

Что такое хорошо

Индекс промышленного производства в 2016 году составил 100,1 процента по сравнению с 2015 годом. Меньше, чем планировалось, но все равно рост, хоть и символический.

За январь—декабрь 2016 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними организациями города Новосибирска по основным видам экономической деятельности составил 258,4 млрд рублей (108,7 процента к уровню 2015 года в действующих ценах).

ПРИРОСТ в обрабатывающей промышленности составил 9,4 процента (в действующих ценах), в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды — шесть процентов, добыча полезных ископаемых увеличилась на 4,3 процента.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников крупных и средних предприятий составила по итогам года 39 404 рубля (105,9процента к уровню 2015 года). Но это только по крупным и средним предприятиям. В целом же этот показатель вырос с 30 078 рублей до 31431 рублей — на 4,4 процента. Хотели довести до 32 тысяч (плюс 6,3 процента), но «не шмогла».

Это речь о номинальной зарплате.

А если говорить о зарплате реальной — с учетом инфляции? Вот здесь все очень сложно, и сказать, хорошо или плохо, однозначно нельзя. В 2015 году она снизилась по сравнению с 2014 годом на девять процентов.

В 2016-м по сравнению с 2015-м планировалось снижение на 2,3 процента, а по факту получилось минус 1,6. Вот как это считать? Фактически стали зарабатывать меньше, но больше того «меньше», на которое рассчитывали. Будем считать это успехом, хотя желающие могут перенести этот абзац в раздел провалов.

Примерно то же самое наблюдается со среднегодовой численностью постоянного населения. В 2015 году она составляла 1,576 миллиона жителей. Думали, что в 2016 году увеличится на пять тысяч — в реальности выросла на 18 тысяч. Радоваться этому или нет? Общий коэффициент рождаемости снизился с 14,5 до 14,2 на тысячу населения. Но тут опять та же картина, что и с зарплатой: думали, что будет 14,1. Естественный прирост тоже больше планировавшегося, но меньше, чем в 2015 году. Откуда же тогда плюс 18 тысяч численности? Нетрудно догадаться, что свое слово сказала миграция. Вот здесь планировщики совсем уж не угадали: думали, что будет 3,5 человека на тысячу населения, оказалось 9,4. Промахнулись почти в три раза. То, что промахнулись, — плохо. А в целом — хорошо или нет? Для тех, кто боится нашествия мигрантов, безусловно, плохо. Для остальных пока опасность невелика. Пусть приезжают, строят и убирают, а когда станет слишком много, можно и попросить на родину. Главное — момент не упустить.

Социальная стабильность во многом зависит от ситуации на рынке труда. По данным государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска», численность официально зарегистрированных безработных к концу 2016 года составила пять тысяч человек, что на 1,4 тыс. человек меньше, чем в 2015 году. Правда, официальная российская статистика по безработице немного похожа на статистику количества инопланетян в городе. Понятно же, что большинство безработных не регистрируются на наших «биржах труда». Поэтому тут можно только оценочно сказать: стало лучше. Но фактически непонятно: то ли безработных действительно стало меньше, то ли они разочаровались в государственной системе трудоустройства.

Напоследок несколько позитивных фактов, которые не вписываются в схему «лучше, чем вчера»: завершено строительство и введены в эксплуатацию школа на ул. Планировочной в Ленинском районе на 550 мест, крытый аквапарк, центр океанографии и морской биологии «Дельфиния», новый павильон в Новосибирском зоопарке.

Что такое плохо

Объем инвестиций в основной капитал составил 60,5 млрд рублей, или 72,8процента к уровню 2015 года. В отчете говорится: «Замедление инвестиционных процессов обусловлено в том числе низким потребительским спросом, вызванным падением реальных доходов населения, ограниченными возможностями заимствования кредитных ресурсов и высокими процентными ставками по кредитам, сокращением бюджетных инвестиций». Но тут объясняй — не объясняй… Если это не катастрофа, попробуйте найти другую формулировку. «Инвестиции попали в аварию» — так, что ли?

В строительстве дела обстоят еще хуже. Объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности «строительство», за 2016 год снизился по сравнению с 2015 годом на 36,7процента и составил 11,5млрдрублей. На динамике показателя в значительной степени сказалось ухудшение общей экономической ситуации в период 2014–2015 годов: сокращение собственных оборотных средств организаций, ограниченные возможности для привлечения средств на внешних рынках, рост кредитных ставок, рост общей экономической неуверенности инвесторов, следствием которой стало сокращение объема инвестиций в основной капитал. Тут нужно еще принять во внимание, что в 2015 году сокращение по сравнению с 2014 годом было таким же. Так что, если сравнить 2016 год с 2014-м, получится только 41 процент. Тут вообще без комментариев.

По итогам 2016 года оборот розничной торговли крупных и средних организаций города в сопоставимых ценах составил 99,1процента к уровню 2015 года. Совсем немного упали, но все равно неприятно. Отмечается снижение средней стоимости покупки, что свидетельствует о переориентации потребителей на товары более дешевого сегмента.

Сводный индекс потребительских цен в Новосибирске составил 104,4процента к уровню декабря 2015 года. Рост цен на продовольственные товары составил четыре процента, на непродовольственные товары и платные услуги — 5,7 процента и 2,7процента соответственно. В принципе, никто ничего другого и не ждал, но записывать это в хорошие новости рука не поднимается.

В целом все предсказуемо, за исключением некоторых моментов, которые шокируют и заставляют задуматься: что же с этим делать?

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.