Патент технологией красен

0
1039

На OpenBio сравнили стоимость региональных центров трансфера технологий и коммерциализации разработок и отдачу от них. 

В КОНЦЕ сентября Министерство образования и науки РФ подвело итоги своего двухмесячного конкурса на предоставление грантов для создания и развития центров трансфера технологий. Среди 48 поданных заявок от научных организаций и университетов три были от Новосибирской области — они попали в число победителей.

О своем притязании на федеральные инвестиции объявили два новосибирских вуза и научный институт — теперь НГУ, НГТУ и Институт теплофизики СО РАН им. Кутателадзе, согласно официальному протоколу, уже в 2021 году получат почти по 18 млн рублей федерального гранта. В последующие три года эта сумма вырастет до 24,5 млн рублей ежегодно для каждого.

Логика расходования федеральных средств у наших центров трансфера технологий примерно одинаковая: образовательные программы в области защиты интеллектуальной собственности, совершенствование процессов трансфера технологий, развитие сетевого взаимодействия с международными организациями, подключение к цифровым сервисам и платформам Национальной академии трансфера технологий и так далее.

Остается удивляться прозорливости организаторов форума в сфере биотехнологий, биофармацевтики и вирусологии OpenBio-2021, заявивших летом площадку по обсуждению опыта трансфера технологий, когда до победы в федеральном конкурсе еще было далеко. Как бы то ни было, дискуссия по трансферу технологий пришлась кстати.

В чем мерить успех?

Каждый из трех центров трансфера технологий уже существует и накопил определенный опыт, которым хотелось поделиться и получить рефлексию от коллег. Например, Людмила Перепечко, начальник отдела инновационной, прикладной и внешнеэкономической деятельности Института теплофизики, поинтересовалась, как центры трансфера технологий могут выйти на самоокупаемость?

«В Европе с этим проблем нет, там прекрасные истории успеха. А мы? Или для нас перспектива — это объединение трех новосибирских центров в один?» — спросила Людмила Перепечко.

Александр Квашнин, со-модератор дискуссии и директор Центра трансфера технологий и коммерциализации НГУ, на это заметил, что в Великобритании продают не отдельные патенты и технологические решения — их аккумулируют в блоки, создавая своеобразные «портфели».

«Отдельно продать нельзя, только пакетами. В России, в свою очередь, пакет продается крайне сложно», — ответил Александр Квашнин.

На самом деле даже простая торговля патентами на территории нашей страны — не слишком прибыльное дело. Об этом в прениях заявил Виктор Сиднев, сопредседатель российско-китайского центра трансфера технологий в городе Донгуан (КНР).

«Замечательный центр трансфера технологий МГУ, опытная площадка министерства — он привлек 3,5 млн рублей за год своей деятельности. За год. При том, что на каждый ЦТТ федеральное правительство хочет тратить более 20 млн в год. Такие цифры, имею в виду 3,5 млн, не могут служить оправданием для правительства», — был резок Виктор Сиднев.

Павел Рогозин, представитель Центра трансфера технологий МГУ, так и не нашелся, что ответить на эту не самую приятную реплику.

Первым делом аудит

Участники дискуссии пришли на форум (или подключились к его площадкам по видеосвязи) не для того, чтобы устраивать пикировки. Их больше интересовало, как следует распоряжаться федеральным финансированием, чтобы центры трансфера технологий стали успешными в своей работе.

Американец Кендрик Уайт, генеральный директор инвестиционной консалтинговой компании «Марчмонт Капитал Партнерс», рассказывая о своем сотрудничестве с Нижегородским госуниверситетом им. Лобачевского, упомянул о подтверждении любых патентов и системе аудита, которая должна предшествовать коммерциализации.

Идея Уайта пришлась по душе участникам. Александр Квашнин согласился, что патентным отделам сначала нужно проводить оценку перспектив коммерциализации и технологий, а уже потом оформлять заявку от разработчиков.

Другая тема дискуссии — сотрудничество с иностранными компаниями. Директор Новосибирского областного инновационного центра Александр Николаенко поинтересовался у Сиднева опытом работы российских компаний с китайцами, заметив, что у научных институтов СО РАН был негатив в этом направлении в прошлые годы.

«Вы правы. Лет тридцать назад Китай еще не был первой экономикой и технологическим лидером, и их компании часто воровали наши технологии. Сегодня другая ситуация. В КНР создан специальный патентный суд — это отдельный орган на уровне правительства, который защищает права всех участников процесса коммерциализации. Все изменилось, и бояться не надо», — ответил Виктор Сиднев.

Поздно отступать

Каким получился конструктив? Почти каждый из участников озвучил свою идею, которая может помочь в эффективной работе ЦТТ в регионах. Виктор Сиднев предложил оценивать успешность по объему продаж технологий и количеству совместных предприятий с иностранными компаниями.

«Такой подход приведет к резкому уменьшению количества патентов. Но, на мой взгляд, зачем нужен патент, если технологию нельзя продать?» — пояснил Виктор Сиднев.

Кендрик Уайт увидел точку роста для ЦТТ в найме специалистов, имеющих хорошее бизнесовое прошлое. «Ключевой элемент Нижегородского университета Лобачевского — это не просто научные люди, а люди от бизнеса, которые любят торговаться по лицензиям и выстраивать партнерские отношения. Другой вопрос, что таких специалистов очень немного, и надо постараться, чтобы их найти и пригласить на работу», — пояснил Кендрик Уайт.

Антон Яновский, директор центра коммерциализации разработок и трансфера технологий Высшей школы экономики, согласился с коллегами и предложил убрать формальный KPi у ЦТТ в виде количества патентов. «Второе, что нужно сделать, — это двигать тезис «коммерциализация и трансфер — это про продукты и бизнес, а не про исследования», — добавил Антон Яновский.

В таких дискуссиях всегда хочется спросить: какое мнение у исполнительной власти на все эти предложения? На этот раз спрашивать было ни к чему, потому что среди участников круглого стола была Ирина Мануйлова, вице-губернатор Новосибирской области по науке.

«Задачу через свои предложения вы нам поставили очень сложную, но мы сами выступили с инициативой по поводу этой дискуссии, и поздно отступать. Планируем и далее обсуждать тему трансфера технологий. Прекрасно понимаю, что важно получать бизнесовую отдачу от любых научных заделов. Будем решать эту задачу вместе», — заверила всех присутствующих Ирина Мануйлова.

Неужели решим?

Сергей СПИЦЫН, специально для «Новой Сибири»

Фото Гарика ДЬЯЧЕНКО

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.