В Новосибирске продают Cadillac Escalade обанкротившегося предпринимателя, бывшего акционера ОАО «Кучуксульфат» Василия Гамаюнова. После того, как предприятие национализировали, известный в Алтайском крае он был признан банкротом, и люксовый внедорожник продается в рамках этой процедуры.
Важно отметить, что банкротом признан не лично Василий Иванович, ранее работавший в органах госбезопасности СССР и РФ, а ИП Гамаюнов В.И., зарегистрированный в Новосибирске. Решение о введении процедуры было принято Арбитражным судом Новосибирской области в 2023 году, теперь она находится в стадии реализации имущества. В ее рамках в июне 2024 года конкурсный управляющий выставил автомобиль на продажу. Лот, в который входил черный Cadillac Escalade 2019 года выпуска, имел начальную стоимость 10 200 000 рублей. Однако торги не состоялись — на них не было подано ни одной заявки.
Месяц спустя, в конце июля, конкурсный управляющий опубликовал сообщение о проведении повторных торгов. Начальную цену снизили на миллион — теперь торги за люксовый внедорожник начнутся с 9 180 000 рублей. Шаг аукциона составит 0,5 процента, для участия в торгах необходимо внести задаток 10 процентов от начальной цены. Заявки принимаются до конца августа 2024 года.
Владелец «Кадиллака» больше известен в Алтайском крае, чем в Новосибирской области. Ранее он возглавлял совет директоров ОАО «Кучуксульфат», производящего сульфат натрия из сырья, добываемого из месторождения на озере Кучукское в родном для Гамаюнова Благовещенском районе.
Василий Гамаюнов с 1984 по 1999 годы работал в КГБ и ФСБ, после чего решил заняться бизнесом. Начал с создания агентства частного сыска и охранного предприятия. Тогда и зарегистрировался в качестве ИП.
В то же время бывший силовик стал миноритарным акционером приватизированного коллективом в 1992 году «Кучуксульфата», а со временем совместно с партнерами аккумулировал пакет акций и получил доступ к управлению предприятием. С 2001 по 2019 год он был вице-президентом, с 2019 по 2022-й – председателем совета директоров.
Однако это продолжалось недолго. С 2017 года на предприятие участились проверки различных органов — от природнадзора до ФНС, а в 2021 году генпрокуратура начала через суд требовать передачи большей части пакета акций «Кучуксульфата» государству. Ведомство заявило, что приватизация была проведена с нарушениями и новые собственники владели акциями незаконно.
Процесс был резонансным – за ним следила вся алтайская пресса. В его рамках представители акционеров «Кучуксульфата» попросили суд вызвать в качестве свидетелей Сергея Потапова, в начале 90-х годов — председателя регионального Фонда имущества, и Юрия Параскуна, с 1991 по 2004 год являвшегося прокурором края.
«Наша юридическая правовая реальность сейчас очень сильно отличается от юридической правовой реальности на момент приватизации. Тогда были государственные задачи, которые жёстко педалировались из центрального аппарата Госкомимущества по приватизации: как можно скорее всех приватизировать», — обосновывали юристы свое ходатайство. Но представитель Генпрокуратуры возразил, а суд встал на его сторону.
В 2022 году деприватизация завода состоялась. Арбитраж удовлетворил требования прокуратуры, после чего правоохранители обратили внимание на услуги, оказываемые ИП Гамаюновым Василием Ивановичем «Кучуксульфату». Утверждалось, что сделки заключались по ценам, сильно превышавшим рыночные. Было возбуждено уголовное дело об особо крупной растрате, некоторое сделки были признаны недействительными. В пользу завода взыскали десятки миллионов как за оказанные услуги, так и за необоснованное обогащение с дивидендов по акциям ОАО «Кучуксульфат» в 2019—2021 годах. На фоне этого началась процедура банкротства ИП.
Весной 2024 года закончилось рассмотрение иска к Гамаюнову от АО «Росхим», которое связывают с Борисом и Аркадием Ротенбергами. Компания, которая в последние годы последовательно консолидирует российские активы химической отрасли, выступала как представитель интересов «Кучуксульфата» и требовала предпринимателя вернуть 189,237 млн рублей, полученных им за услуги детективно-информационного обслуживания и обеспечения экономической безопасности по договорам с 2012 по 2019 годы и с 2021 по 2022-й. Решения вынесено не было: «Росхим» от иска неожиданно отказался.
Сейчас, согласно данным Федерального реестра сведений о банкротстве, Василий Гамаюнов живет в Новосибирске.
Илья БАЛЕВИЧ, Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский завод-банкрот «Сибсельмаш» могут национализировать