На вопросы «Новой Сибири» отвечает глава Купинского района Новосибирской области
Владимир Шубников: Купинская земля не отпускает
Купинский район, если кто не знает, — это район на юго-западе области в Кулундинской степи. Граничит с Баганским, Барабинским, Здвинским, Чановским, Чистоозерным районами и Казахстаном. Его территория — 463,3 тыс. га, в том числе сельхозугодья составляют 374,9 тыс. га, или 80,9 процента всей площади. Купинский район был образован в 1924 году в составе Татарского уезда. В1930-м вошел в состав Западно-Сибирского края. В 1937-м — в Новосибирскую область.
— Владимир Николаевич, в 2014-м вашему району исполнилось 90 лет. Чем был знаменателен для купинцев этот год?
— 90 лет района — это, конечно, для нас важное событие. Но для купинцев 90 лет не просто праздник, это еще один важный момент, который нас объединяет, вдохновляет, делает одной общей семьей. Весь год мы пытались сделать все, чтобы поднять настроение, а точнее — настрой населения, настрой руководителей предприятий и бюджетных учреждений на позитив. Даже несмотря на негативнее возгласы по поводу нового «конца света», которые время от времени несутся с экрана телевизора.
На протяжении всего 2014-го мы старались вспомнить каждого, кто за эти годы внес свой вклад в социально-экономическое развитие района. В первую очередь наших орденоносцев, наших ветеранов войны, тех, кто в 50-е годы прошлого столетия осваивал целину. И просто всех честных людей, которые всю жизнь добросовестно трудились на своих предприятиях. Про них нельзя забыть, их нужно отметить. Ну а те, кто внес наибольший вклад, станут очередными почетными гражданами Купинского района. Выбрать таких, поверьте мне, не так и просто. Ведь мы благодарны всем, начиная от рядового механизатора до руководителя хозяйства. От их добросовестности как раз и зависело то, что сегодня мы вторые в области по площадям, занятым зерновыми культурами. И мы не убываем, а наоборот — каждый год прирастаем, вводим все новые и новые земли в севооборот, то, что когда-то в лихие 90-е было потеряно. В этом году мы преодолели последствия засухи 2012 года и превысили отметку продуктивность дойного стада, которой достигли в 2011-м. Тогда 3,5 тысячи надоили, сегодня больше, и этот показатель — рекордный для всей 90-летней истории Купинского района.
Своей главной задачей и я, и наша администрация, и депутаты всех уровней считали и считаем создание комфортных условия проживания для всех жителей района. И она, может, не так быстро, как всем нам бы хотелось, но решается. Без участия бизнеса сделать это было бы сложно. Но особенностью нынешнего времени является как раз то, что бизнес сегодня не стоит в стороне. Я главой района работаю уже четырнадцатый год и хорошо помню начало двухтысячных. Тогда было невозможно привлечь даже копейку внебюджетных средств. Если бы сказал в то время бизнесу: «Давайте вместе построим крытый каток», — мне бы ответили: «Да брось ты, какой каток, пенсии не платят, зарплаты задерживают». Сегодня же бизнес фактически наравне с бюджетом вкладывается в социалку. Несколько дней назад мы как раз и открыли крытый каток, и он полностью построен на инвестиции одной из крупнейших российских транспортно-логистических компаний «Трансойл». Район своими бюджетными средствами тоже участвовал, мы сделали благоустройство прилегающей к катку территории. Всего было затрачено более 20 млн рублей, но основные инвестиции — это инвестиции «Трансойл».
Очень приятно то, что на открытии катка представитель компании ни слова не сказал о сложной экономической ситуации и о том, что, мол, в связи с этим придется всем потерпеть. А сказал он, что крытый каток — не последний социальный проект компании в районе, что «Трансойл» готов и дальше строить здесь социальные объекты.
— И что движет людьми? Только рациональное или что-то еще?
— И рациональное, и что-то еще. Понятно, что у компании «Трансойл» здесь, в Купине, бизнес, и они прекрасно понимают, что если не развивать социальную сферу, то у них завтра не будет рабочих рук. А надо им ни много ни мало пятьсот человек. Сейчас откроется еще один цех — это еще 88 рабочих мест.
Это рационально и для них, и для нас. Однако в какой-то момент начинаются совсем другие взаимоотношения. Люди вдруг начинают искренне переживать за то, что происходит в районе, он вдруг становится для них совсем не чужим.
Возможен и другой вариант. Люди здесь родились, уехали в столицы и забыли, где родились. Но купинская земля просто так не отпускает. Значит, что-то в ней особенное есть. За плечами нашего земляка Александра Сергеевича Зюрикова большой жизненный путь. Где он только ни трудился, сегодня входит в руководство группы компаний «Ренова», но он не забыл родной район, родной город, родную 105-ю школу, и его помощь ничем не оценима.
Купино — это не самый ближний район к региональному центру, он на границе области и России с Казахстаном. Это многонациональный район. Но я всегда говорил, что вот есть такая общность людей — «лица купинской национальности». Это все, кто здесь родился, уехал, но не забыл о своей малой родине. Это все, кто здесь сегодня работает и уже считает Купинский район родным.
— Как я понимаю, весь 2014 год у вас прошел под знаком 90-летия района?
— Не только. Следующий год — это год 70-летия Великой Победы. Поэтому в 2014-м мы активно занимались реконструкцией площади Героев фронта и тыла. Причем опять же методом государственно-частного партнерства. В частности, Александр Сергеевич Зюриков нам здесь сильно помог. Занимались реконструкцией и самой площади, и прилегающей к памятнику территории. И территории за Стеной памяти, которая является музеем под открытым небом. И реконструкцию самого военно-краеведческого музея.
2014-й, кроме того, в России — Год культуры. Поэтому мы старались все события объединить, направить в одно русло. Благодаря субсидиям, которые район получил по итогам 2013 года, благодаря гранту мы провели ремонт сельских клубов. 1 февраля открыли после реконструкции детскую школу искусств. И военно-краеведческий музей наконец-то заработал по-настоящему. До этого то у него хозяина не было, то руки до него не доходили, то не могли найти для музея достойного помещения.
В честь нашего 90-летия и в честь Года культуры мы провели в районе «Дедовские чтения». Петр Павлович Дедов — наш именитый писатель, я его хорошо знал, общался, чем очень горжусь.
Конечно, для наших жителей хотелось бы сделать еще что-нибудь больше в юбилейный год, но мы исходим из возможностей. Сейчас, к великому сожалению, пошли сокращения по дорожному фонду, и это не позволяет нам решать такую злободневную, особенно для Купинского района, проблему, как бездорожье. Те районы, которые ближе к Новосибирску, еще в советские времена построили дороги к центральным усадьбам с твердым покрытием, а где-то даже в асфальте. У нас же до сих пор из 900 км дорог, которые есть в районе, только 40 процентов щебеночные, даже не асфальтовые. Половина школьных маршрутов ходит по грунтовке. Я в далеком босоногом детстве тоже верил, что в 80-м, как обещали, наступит коммунизм и везде будут асфальт, тротуары, красивое благоустройство. Но, к своему стыду, только в прошлом году в деревне, где родился, смог наконец-то сделать щебеночную дорогу. И народ этому был очень благодарен. Наш купинский народ вообще не очень привередлив и к власти относится совершенно не предвзято. Он понимает наши возможности и рад тому, что районной администрации удается сделать.
Но и мы тоже стараемся, каждый год в каждом селе что-то прибавляем. Где-то клуб отремонтировали, где-то дорожку сделали, где-то водопровод, где-то теплотрассу, где то поставили модульную котельную, где-то детский сад построили. В 2014-м в двух селах сдали два маленьких (по 55 мест) детских сада. Люди должны видеть, что это делается для них, они должны иметь надежду. Не все сразу, понятно, люди готовы немного подождать.
— Нынешнюю экономическую ситуацию в стране экономисты уже назвали полноценным кризисом. В этих условиях, они считают, надо дать дорогу малому и среднему бизнесу. Что надо его всячески поддерживать, и он вытянет страну.
— Мы никогда не делили бизнес на малый, на коллективные хозяйства и на большие производственные предприятия. У нас, слава Богу, еще с советских времен сохранились достаточно крупные молоко- и мясоперерабатывающие предприятия. В других районах подобным предприятиям выжить не удалось. Работал и работает наш элеватор. И это большой элеватор, на 80 тыс. тонн. Да, в Багане был больше, но он стоит уже три сезона подряд.
Вот сейчас «Трансойл», о котором я уже говорил, открыл у нас очень большое производство — ремонт подвижного железнодорожного состава, более шести тысяч вагонов. Были созданы рабочие места с очень приличной заработной платой.
А вообще, что можно называть малым предприятием? Оно должно быть растущим. Сегодня малое, завтра больше, послезавтра еще больше. У нас достаточно много в районе крестьянско-фермерских хозяйств. Это малый бизнес? Они обрабатывают порядка 25 тысяч гектаров, и если сравнивать с прежними временами, то это крупные подразделения, нисколько не меньше, чем раньше были колхозы.
— А как складываются взаимоотношения между малым, хорошо, скажу по-вашему, растущим бизнесом и районной администрацией?
— В район я пришел с места директора хозяйства. Всех наших предпринимателей хорошо знал: либо им что-то поставлял на переработку, либо у них что-то закупал. Они меня сразу спросили: «Николаич, ну и что нам делать собирать чемоданы или распаковывать?» Я им ответил: «А зачем тогда я к вам пришел, если вы на чемоданах сидите? Давайте работать. И если я что-то для вас буду делать не так, вы мне скажите, я уйду». И работаем же. Рука об руку. Я уже приводил примеры участие предпринимателей в социальной жизни района. Но таких примеров гораздо больше. Предприниматели участвуют в этом не потому, что Шубников им покоя не дает, а потому что они не хотят отсюда уезжать, потому что они думают о своих семьях, о будущем своих детей.
— По дороге к вам я зашел в Ветеранский центр и поговорил с председателем ветеранской организации района Ольгой Егоровной Микишевой. Зашел не просто так, я знаю, что ваш Ветеранский центр признан на уровне правительства области, областной организации ветеранов лучшим в регионе. Да и в целом отношение к ветеранам у вас можно назвать образцово-показательным.
— Если бы мы не были в постоянном конструктивном диалоге с ветеранами, если бы мы не создали им такие условия, действительно лучшие в области, у нас бы очень многое просто не получилось. Отношение к общественным организациям — это же «лакмусовая бумажка» производственных, социальных отношений в районе в целом. Во время информационных встреч, личных приемов, разговоров с ветеранами, которых всех знаю лично, как раз и рождаются новые идеи. Слушаешь, впитываешь, концентрируешь. А что надо сделать? А что надо сделать в первую очередь? Кстати, напротив Ветеранского центра находится Молодежный центр. У молодежи также есть свои идеи. Когда начинаешь все собирать в одно — появляются направления. Вот сейчас мы все заразились спортом. Будем строить спортивный комплекс. При этом и большие, и малые ходят ко мне и спрашивают: «Бассейн для взрослых будет, а как же дети? Давайте строить «лягушатник». Теперь мы, администрация, думаем, как пристроить к спортивному комплексу детский бассейн. Купинский народ вот именно такой. Спокойно жить власти точно не даст…
Дмитрий ЗЕЛЕНИН, «Новая Сибирь»