18 августа опера «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти впервые прозвучит на Малой сцене НОВАТа в концертном исполнении.
Готовит премьеру художественный руководитель и главный дирижер театра Дмитрий Юровский: «Оперу “Дон Паскуале” в свое время любой уважающий себя оперный театр включал в репертуар — она являлась такой же хрестоматийной и регулярной, как, например, “Богема”, “Кармен” или “Волшебная флейта”. Ее репертуарность не случайна, ведь забавный сюжет встречается не так часто в нашем жанре — всегда много драмы и не хватает комедии. К сожалению, таков оперный удел. Кроме этого, у нас так хорошо разложились персонажи, как и во многих других операх, что нам не нужно сильно изобретать — мы прекрасно можем справиться своими силами. В нашей версии оперы “Дон Паскуале” исключены хоровые сцены — они не имеют отношения к самой сути драматургии. Это позволяет спектаклю мобильно существовать, не требуя при этом большого количества декораций — у нас заявлено концертное исполнение, так как опера “Дон Паскуале” настолько театрализована самим Доницетти, что в любом случае получается спектакль».
Оперное творчество Доницетти отличается легкостью мелодики, многообразием театральных приемов, эффектной вокальной виртуозностью, колоратурой — трудными пассажами и мелизмами, требующими от вокалистов блестящего технического мастерства и, несмотря на лишь немногие перечисленные сложности, глубокой проникновенности в музыкально-сценический образ.
В «шуточной опере» Доницетти — полной беззаботного юмора, пародий, живости и подвижности действия — сюжет, как и положено жанру, демонстрирует часто встречающиеся ситуацию и тип героев: жаждущий жениться старик и его друзья, организующие фиктивный брак с женщиной, задача которой — отбить желание своими безумными прихотями, а в финальных сценах участники действа сталкиваются с интригами, разворачивающимися в стремительных темпах и сверхвысокой тесситуре.
Динамичные и подвижные образы-маски — партии готовят: Алексей Лаушкин, Андрей Триллер, Николай Лоскуткин — Дон Паскуале, старый холостяк; Гурий Гурьев, Максим Головачев, Алексей Зеленков, Алексей Шаповалов — Доктор Малатеста, его друг; Андрей Денисов, Владимир Кучин — Эрнесто, племянник дона Паскуале; Диана Белозор, Дарья Шувалова — Норина, молодая вдова; Юрий Комов, Евгений Козырев — Нотариус.
По остроумию, изяществу и неисчерпаемой мелодичности «Дон Паскуале» признана ведущей комической оперой Доницетти, доказывающей жизненную силу итальянского искусства буффа.
Ася СУШЛЯКОВА
Ранее в «Новой Сибири»: