Новосибирский художественный музей знакомит с древнеегипетским искусством бессмертия

0
410

В Новосибирском художественном музее в июле откроется выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия», которая расскажет о результатах исследования мумий и покажет памятники древнеегипетского искусства из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Фото Антона Шутова/ТАСС
Фото Антона Шутова/ТАСС

На уникальной выставке мультимедийные технологии объединятся с подлинными древнеегипетскими экспонатами и наглядно покажут, как египтяне представляли себе вечную жизнь после смерти.

В ходе пресс-конференции заместитель министра культуры Новосибирской области Владимир Деев подчеркнул, что на площадке Новосибирского государственного художественного музея в последние годы успешно реализуется много ярких интересных выставочных проектов в рамках национального проекта «Культура».

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачёва, участвовавшая в беседе в дистанционном формате, уточнила, что четыре года назад подобная выставка с большим успехом прошла в Москве, и сейчас для Новосибирска подготовлена новая версия.

Музей имени Пушкина обладает крупнейшим собранием древнеегипетского искусства в России. На выставке представлено около 90 экспонатов из экспозиции и запасников музея — деревянный расписной саркофаг, канопы, рельефы, статуи и статуэтки, фрагменты декора мумий, бронзовая пластика, предметы художественного ремесла и амулеты.

Выставка будет состоять из нескольких разделов, которые освещают разные аспекты сложного комплекса представлений египтян о бессмертии и вечной жизни.

«Материальность бессмертия». Египтяне представляли вечную жизнь после смерти очень материально. Неотъемлемым элементом этого мира была мумия. Центр этого раздела — расписной деревянный саркофаг, принадлежавший египтянину по имени Иретхоререру.

«Теология бессмертия». Ключевая фигура в египетских представлениях о вечной жизни — владыка загробного мира Осирис. В этом разделе выставки представлены статуэтки божественной триады — Осириса, Исиды и их сына Хора. Основной экспонат раздела — рельефный блок из гробницы с изображением погребальной процессии.

Монументальность бессмертия. Гробница воспринималась египтянами как особый мир-двойник, наполненный изображениями — статуями, настенными рельефами и росписями. В этом разделе центральный экспонат выставки — «ложная» дверь и жертвенник как наиболее значимые культовые элементы гробницы; статуя египтянина Нефермену, держащего стелу с гимном солнечному богу Ра.

Эстетика бессмертия. Вечная жизнь в загробном мире представлялась египтянам еще более прекрасной, чем земная. Доказательство тому — множество красивых предметов, которые некогда наполняли гробницы, а теперь хранятся в музеях.

Центральное место в экспозиции займут 3D-реконструкции облика древних египтян — молодой женщины 20-25 лет и мужчины 30-40 лет. Эти «оживающие» мумии дадут возможность представить, как выглядели жители давно исчезнувшей цивилизации долины Нила.

Мумии — один из символов Древнего Египта. Они стали объектом научного интереса в конце XIX века. Их исследование с использованием естественно-научных методов уже давно ведется в музеях по всему миру. Еще в начале XX века наряду с разворачиванием, которое необратимо повреждало мумии, началось их недеструктивное изучение методом рентгенографии. В наши дни к нему добавилась компьютерная томография, которая широко применяется теперь в музейной практике.

В рамках совместного проекта ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт» впервые в России было проведено компьютерно-томографическое сканирование десяти мумий людей, нескольких мумий животных и фрагментов мумий из собрания Пушкинского музея. Полученные КТ-изображения были проанализированы антропологами, криминалистами, рентгенологами. Ученые словно увидели мумии «изнутри», проникли сквозь пеленание, не разрушив его. У нескольких мумий были взяты микрообразцы костей, зубов и затвердевших бальзамирующих веществ для палеогенетического и химического анализов. Научные сотрудники музея изучили особенности пеленания и декора мумий, уточнив датировки.

6+

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирский театр кукол запустил передвижной выставочный проект

Владимир Фатеев. В ЦК19 — вторая глава ретроспективы

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.