Со дня смерти прекрасного новосибирского художника Владимира Фатеева прошло больше года. В марте арт-центр «Красный» уже представил экспозицию художника, теперь Центр культуры ЦК19 подготовил более глобальный проект: 16 мая была представлена первая ее часть — «Ретроспектива. Глава I». В экспозиции, которую еще можно увидеть, около 100 произведений из собрания семьи художника и частных коллекций: полотна из «Библейского цикла», эскизы к спектаклям, а также знаковые работы с излюбленными сюжетами художника (коты, матросы, букеты, провинция и другие).
Масштабная экспозиция впечатляет громким чистым цветом — смыслообразующим выразительным средством творческого метода. Как сказала однажды художник Елена Бертолло: «Живопись его не похожа на завершенный факт, как у многих, — она зовет и дышит».
С 6 июня в залах ЦК19 разместится вторая часть персональной выставки Владимира Фатеева «Ретроспектива. Глава II». В экспозиции представлены работы, посвящённые Новосибирску и любимому поэту художника — Пушкину. По словам самого Фатеева, с Александром Сергеевичем у них всегда была особенная связь, он считал его своим «братом-близнецом» — оба родились в июне. Не случайна дата открытия выставки 6 июня — к 225-летию со дня рождения поэта и за несколько дней до дня рождения художника.
Как отмечают руководители Центра культуры, это важный этап для ЦК19 и большое событие для горожан. Владимир Афанасьевич может по праву считаться художественным и театральным символом Новосибирска. Но, к сожалению, пока его наследие не имеет достаточно широкого зрительского признания. Мы решили исправить эту ошибку, собрав и представив объёмную панораму творчества мастера, чтобы жители и гости нашего города смогли открыть для себя этого уникального сибирского художника.
Пушкин у Фатеева изображён с теплотой, иронией и любовью: то он наивный и задумчивый ребёнок («Пушкин. Детство»), то мечтательный сибарит («Пушкин и Муза»). Кажется, Владимир Афанасьевич рассказывает историю человека, которого неплохо знает. Со свойственными ему искренностью, открытостью художник приглашает и нас стать частью этой истории — прогуляться по улицам Санкт-Петербурга в компании классиков: Пушкина и Гоголя.
«Сказать, что Фатеев — живописец от Бога, слишком банально. Нужно видеть, как, подчиняясь лишь ему ведомой логике, видоизменяется привычный мир, приобретая фантастическую красочность», — уточняет искусствовед Светлана Коган.
Действительно, экспонируемые работы изобилуют мягким юмором, колоритными персонажами и фантазийными сюжетами, одновременно приглашая зрителя к размышлению над серьезным содержанием произведений. Художнику как «далекое-близкое» всегда были интересны яркие темы дореволюционных ярмарок с медведями, торговцами и пестрыми толпами, колоритные типажи «бутафорских» матросов, «лубочных» девушек, фантастических котов и зайцев, но волновали его и вполне серьезные библейские сюжеты.
— Владимир Фатеев — выдающийся художник Новосибирска, сопоставимый по масштабу и влиянию на молодые поколения с Николаем Грицюком. В то время, когда столичные художественные школы настаивали на строгом соблюдении композиционных и цветовых стандартов, новосибирские мастера предпочитали устанавливать свои правила на холсте, что способствовало появлению оригинальных самобытных подходов. <…> Проводя параллель с Грицюком, можно привести в пример работы с Новосибирском, любимым обоими авторами. Но Николай Демьянович разбирал свои ландшафты по частям, доводя произведение до предельной абстракции, а пейзажи Владимира Афанасьевича — шедевры формального искусства. В них жизнерадостность мазков масляной краски парадоксально сочетается с идеально взвешенной композицией, — рассказывает куратор ЦК19 Анастасия Эрмиш.
Сам художник когда-то сказал, что ему интересно, чтобы краски вызывали эмоции. Вот и автор одной из статей про художника Сергей Самойленко поясняет этот тезис: «Искренность для Фатеева прежде всего в цвете. Чистота его цвета почти ослепляет, заставляет чуть ли не зажмуриться, особенно с непривычки — откуда бы нам взять в будничной запыленной жизни, тем более в тусклых, невзрачных сибирских ландшафтах, тем более в сером Новосибирске такую интенсивность красок».
Впрочем, объяснить, почему Фатеев прекрасный художник, на словах невозможно, проще сказать о том, что он дал своим ученикам, — как, например, сделала Евгения Шадрина-Шестакова: «Фатеев — Мастер игры, театра, цвета и света. Мы так много получили от Владимира Афанасьевича даров! Главный: мы учились придумывать миры — свои, и играть в них по собственным правилам».
***
Фатеев наиболее известен как театральный художник: он оформил около 70 спектаклей в различных театрах страны, в Новосибирске работал главным художником ТЮЗа, наиболее плотно сотрудничал с драматическим театром под руководством Сергея Афанасьева: «Мне нравится, когда режиссер не прижимает, а отпускает», — говорил он. С 1991 года Фатеев заведовал театрально-декорационным отделением Новосибирского государственного художественного училища. Живописные работы Владимира Фатеева есть в коллекции художественного музея Новосибирска, в галереях других городов, а также в частных коллекциях по всему миру.
Центр культуры ЦК19 благодарит за предоставленные произведения семью художника, коллекционеров Бориса Пасмана и Василия Васильца, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева.
В период работы выставки запланированы традиционные обзорные экскурсии.
6+
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский театр кукол запустил передвижной выставочный проект
«Поцелуй» от Густава Климта в технике «жикле» увидят новосибирцы