«Я только малость объясню в стихе». О Высоцком — в седьмой раз

0
54

В конце января в Новосибирске в седьмой раз прошел Международный арт-фестиваль памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе». Главными участниками форума стали москвичи — поэты Дмитрий Воденников, Максим Замшев и Александр Чистяков, публицист Олег Пухнавцев, музыкант Сергей Летов, председатель Интернационального союза писателей Галина Березина.

Открыло фестивальную программу вдохновенное выступление новосибирского поэта, художника и композитора Юлии Пискуновой. В лофте Новосибирской научной библиотеки она поделилась своим мнением о Высоцком — актере театра и кино, поэте, прозаике, барде.

— Это был человек-сканер, очень разносторонняя личность. Таких порой критикуют: лучше бы не разбрасываться, а бить в одну точку. Мне кажется, он многое успел не только из-за предчувствия скорой смерти. Высоцкий с юности находился в состоянии творческого потока: известно, что он дал полторы тысячи концертов. Но мало кто знает, что он любил проводить чайные церемонии, гонять на сумасшедшей скорости на автомобиле, читать фантастику. Шнитке ценил Высоцкого как композитора. Я с детства была погружена в классическую музыку, а вот мой старший брат постоянно слушал песни Владимира Семеновича, особенно часто — «Кони привередливые».

Далее Юлия Пискунова, активно пишущая музыку для театра, анонсировала февральскую премьеру мюзикла «Снежная королева» в Башкирском государственном театре кукол. В этом году Юлия дебютирует и как прозаик: в журнале «Сибирские огни» будет опубликован ее автобиографический роман о детстве в Якутии.

Через пару часов после творческой встречи Пискунова блестяще выступила в роли ведущей программы Дмитрия Воденникова «Странные ангелы поэзии» в арт-пространстве «Дом да Винчи». Отвечая на вопросы Юлии, столичный поэт признался:

— Обожаю антинаучные теории, у меня их много. К примеру, я уверен, что обезьяна стала человеком не потому, что взяла в руки палку. А в тот момент, когда сказала другой обезьяне не привычное «дай» или «уйди», а нечто совсем не обязательное: «Мне сегодня приснилось красное». Я сам периодически думаю о странном, не обязательном. Вот у моллюска, живущего в океане на огромной глубине, раковина фантастической красоты. Но ее никто не видит, даже рыбы. Так зачем была создана эта красота, для кого существует? Я люблю водку, коньяк, могу выпить шампанского — но никогда не пробовал наркотики. Мне кажется это унизительным — открывать горизонты в измененном сознании. Не хочу, чтобы меня делали счастливым хирургическим или химическим способом!

Важным фестивальным событием стал круглый стол «Авторская песня в историческом контексте ХХ века» в конференц-зале НГОНБ. Модератором была вышеупомянутая Юлия Пискунова. Александр Чистяков, поэт, руководитель крупного социокультурного проекта «Настоящее Прошлое» отметил:

— Наши барды — это самодеятельность. Почти никто из них не учился ни музыке, ни стихосложению. Но Галич и Окуджава были членами Союза писателей СССР. Клубы авторской песни в прошлом веке стали формой социального протеста, другие барды ушли во внутреннюю эмиграцию. Сегодня КСП воспитывают человека думающего и чуствующего, формируют личность.

Главный редактор «Литературной газеты», поэт, прозаик, критик, драматург Максим Замшев подчеркнул:

— В композиторской среде к бардам долгое время относились или с юмором, или с презрением. Я закончил Гнесинку по классу фортепиано и, слушая Малера, настраиваю свой аппарат восприятия иначе, нежели на выступлении автора-исполнителя с гитарой. Музыка Окуджавы — это 6-7 аккордов, не больше. Но сила Визбора, Высоцкого, Берковского — в синтезе текста, мелодии и голоса. Высоцкий достиг высот в каждой из этих составляющих. Думаю, авторская песня — тот же Окуджава — стали явлением, потому что в 60-е годы главным лириком страны был Щипачев. Поэтому песни Окуджавы легли на душу очень многим.

К слову, о музыке. Великолепный саксофонист Сергей Летов выступил на нынешнем фестивале Высоцкого четырежды: в музыкальном салоне Дома ученых СО РАН, студенческой аудитории НГУАДИ, «Доме да Винчи», а также на «Гастрокорте», где импровизировал под стихи москвича Дмитрия Воденникова и новосибирца Андрея Ложкина, в этом концерте прозвучали и произведения Высоцкого.

Не менее успешно прошел и паблик-толк для начинающих писателей — под руководством новосибирского прозаика Ольги Харитоновой, лауреата премии «Лицей-2024», автора сборника рассказов «Чужая сторона», вышедшего в известном столичном издательстве «Альпина. Проза».

В день рождения Высоцкого, 25 января, состоялся финал седьмого международного поэтического конкурса «Я только малость объясню в стихе». За победу в номинации «Автор» боролись 14 авторов, среди них — Андрей Степанов (Казахстан), Динара Керимова (Каспийск), Дарья Иванова (Москва), Екатерина Спиридонова (Санкт-Петербург). В тройку сильнейших вошли москвичка Елизавета Евстигнеева, Александра Малыгина из Барнаула и Дарья Верясова из Абакана. В жюри было приглашено 12 человек, в том числе квартет новосибирцев: фотограф Катерина Скабардина, композитор Юлия Пискунова, поэт Анна Зорина, замминистра культуры НСО Владимир Деев. В специальной номинации «Посвящение Высоцкому» были отмечены Николай Росс (Санкт-Петербург), Алексей Хазанский (Пермь), Мария Данилова (Якутск), Юлия Воробьева (Омск), Ханох Данишевский (Иерусалим). Сборник стихов лауреатов конкурса представила почетный гость форума, директор журнала «Поэзия и авангард» Галина Березина — в рамках большой музыкально-поэтической программы «День рождения Высоцкого». С приветственным словом выступила директор НГОНБ Светлана Тарасова.

В заключительный день фестиваля в «Доме да Винчи» феерично прошел творческий вечер Максима Замшева (модератор — Александр Чистяков). А в областной молодежной библиотеке состоялся традиционный Всесибирский слэм, который провел многократный победитель новосибирских поэтических турниров «Предназначено на СЛЭМ» Яков Семочкин.

Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»

Фото автора

На снимках: музыкант Сергей Летов, поэт Дмитрий Воденников со своей ученицей Юлией Пискуновой.

Ранее в «Новой Сибири»:

Игорь Караулов: Наиболее искренним публике кажется наиболее фальшивое

Поэтесса Варвара Заборцева: Распределять свои силы так, чтобы оставалось место удивлению

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.