Патриарх Кирилл поздравил деятелей культуры со своим днем рождения и приближением конца света
Кто такой Андрей Рублев — это нынче все знают, спасибо его тезке Тарковскому, снявшему про него знаменитый одноименный фильм. Да, Андрей Рублев — это знаменитый иконописец, в свое время (конец XIV — начало XV вв.) немного поломавший каноны традиционной иконописи.
При чем тут Андрей Рублев? Вот, похоже, что был бы ни при чем, если бы не сел давеча — в канун своего 71-летия — наш нынешний патриарх Кирилл, не пролистал традиционно Главную Книгу Всех Времен и Народов и не пришел к выводу, что пришла пора камни не собирать, а разбрасывать. В том смысле, что на всю страну он решил заявить, что грядет Конец Света, — и не от бога, и не от черта, а от современного искусства.
Как там это было в «Братьях Карамазовых» у Достоевского…
— Недостойнейшая игра слов для духовного лица! — не вытерпел и прервал отец Паисий. … — удивлен был словами, …что «церковь есть царство не от мира сего». Если не от мира сего, то, стало быть, и не может быть на земле ее вовсе.
…Вот тут-то и приходит в голову нехорошая «ивано-карамазовская» мысль о том, что, может, лучше и не было ее вовсе, этой нашей земной церкви. Потому что, обратите внимание, — глава всего этого объединения находит виновного во всем ужасе нашей жизни, определяя этого беса как Современное Искусство, да еще и с большой буквы. «Сегодня грех не просто очевиден... Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом — через кинематограф, через театр... И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь», — сказал патриарх в минувший понедельник в проповеди после литургии в храме Христа Спасителя.
Иными словами, не виноваты у нас нынче особо ни Путин, ни Трамп. И даже не Антихрист, который, как говорят, прячется уже очень давно где-то среди нас. Главная беда теперь обозначена и даже названа по имени. И имя это (в рамках нашего сибирского понимания) — это не иначе как имена новосибирских начальников культуры — то ли это Кузин, то ли Решетников, то ли, скорее, Терешкова. В том понимании, что они и есть те самые носители этой самой нашей с вами гири и самой большой беды.
Хотя есть, конечно, по близости еще более подходящие кандидаты на должность антихриста: это, например, Вячеслав Мизин (глава художественной группы «Синие носы», известной по всей нынешней Европе) — крайне выразительный персонаж с возрастным «ирокезом» повдоль большой умной головы.
Так при чем Рублев-то? Это сегодня все очень почтительно и даже с восхищением говорят о том, что он каноны поломал, а в своих дремучих веках он был, видимо, ярким представителем Современного Искусства. Правда, история не сохранила для нас анафемских выпадов против раба божьего Андрея со стороны самых крупных тогдашних церковных иерархов — митрополита Алексия или, например, святого Сергия Радонежского. То ли сведения об этом затерялись, то ли иерархи терпимее были…
И еще один исторический экскурс. Некий группенфюрер СС Ганс Йост произнес как-то фразу, которую обычно воспроизводят так: «При слове «культура» я хватаюсь за пистолет». Какие времена, такие и нравы.
Петр и Павел ГАРМОНЕИСТОВЫ, «Новая Сибирь»