Гусинобродский и Пашинский мусорные полигоны признали несанкционированными свалками и снесут вместе с другими в рамках нацпроекта.
ШЕСТЬ крупных мусорных полигонов ликвидируют в Новосибирской области. В их числе и Гусинобродский полигон, которым город пользовался многие годы и, несмотря на постоянно возникающие претензии прокуратуры, никак не решался закрыть. Да что там не решался — просто не мог себе позволить.
Второй, чуть менее печально известный, но тоже незаменимый объект, — полигон в Пашино. Он тоже значится в первых строках «черного списка». Даже идут свалки в Барабинске, Чанах, Каргате и Татарске.
Так проходит свалка земная, сказал бы романтически настроенный мудрец. Какими бы они ни были вонючими и не соответствующими нормативам, мы к ним привыкли. Они выручают Новосибирск с 1967 года.
Рассказывают, что поверхность Гусинобродского полигона, распростершаяся на почти 60 га, выше начального уровня метров на 30. Только представить себе: все эти тракторы и экскаваторы муниципального спецавтохозяйства сегодня утюжат по поверхности свежеподвозимый мусор на высоте 10-этажного дома. Под ним — не квартиры, а десятки лет жизни города, выложенные слоями. Так вот: всего этого не станет уже до 2024 года. Причем все это произойдет в рамках нацпроекта «Экология».
Министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Даниленко, рассказывая про это журналистам в светлых интерьерах пресс-центра, был настроен деловито. По его словам, в 2019 году уже будут проведены конкурсы по заключению муниципальных контрактов на выполнение работ по ликвидации объектов. Если найдутся желающие, то уже в 2020 году начнется рекультивация полигонов в Барабинске и Чанах.
«Задача по ликвидации мусорных полигонов предусмотрена региональным проектом «Чистые города», который разработан министерством в соответствии с задачами федерального проекта «Чистая страна». Также внесены изменения в государственную программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области». Объем финансирования из федерального и регионального бюджетов до 2024 года составит 1,2 миллиарда рублей», — добавил министр.
Забавно, но ликвидировать эти старорежимные объекты собрались, так и не решив вопроса со строительством новых полигонов. В 2016 году область подписала концессионное соглашение, потом долго и горячо обсуждала условия — и место размещения, и гарантии концессионеру. Прошло три года, и ничего не решилось. (Подробнее об этом — на странице 2 этого номера «Новой Сибири».)
Помимо земли, расчищать в регионе будут и водоемы. Это уже по региональной программе «Сохранение и восстановление водных объектов Новосибирской области», разработанной в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», который входит в нацпроект «Экология». В планах на ближайшую пятилетку — расчистить два озера и одну реку. Из федерального бюджета на эти цели будет перечислено 81,7 млн рублей.
«Среди крупных объектов, которые уже включены в программу, — расчистка озера Половинное в Краснозерском районе и озера Довольное в Доволенском районе. Также будут проведены работы по расчистке реки Баган в черте села Довольное», — уточнил Андрей Даниленко.
Ну и, наконец, третьим и, разумеется, логичным претендентом на заботу стали региональные леса. Эту перспективу открывает еще один федеральный проект — «Сохранение лесов». Сумма федерального финансирования мероприятий по лесовосстановлению, формированию фонда семян лесных растений и закупку специализированной лесохозяйственной и лесопожарной техники составит 644,5 миллиона рублей. Здесь, в отличие от остальных проектов, ситуация приобретает более конкретные очертания — часть средств уже направлена на закупку техники и лесовосстановление.
Ася ШУМИЛОВА,
«Новая Сибирь»