Главный результат президентских выборов-2018 — не столько победа Владимира Путина, сколько полный провал всех его оппонентов.
ВЛАДИМИР Путин впервые избран президентом России большинством граждан, имеющих право голоса. Но даже его рекордный результат не произвел такого впечатления, как грохот, с которым на этих выборах провалилась оппозиция.
В победе Путина никто и не сомневался — всех интересовало, смогут ли показать хоть сколько-нибудь приличный результат его оппоненты. Опросы предсказывали: не смогут. Но кандидаты им не верили. И вот результат. Проиграли все — и новички, и «старички».
Новички президентской кампании Собчак, Титов, Сурайкин и Бабурин не сумели на четверых привлечь и четырех процентов избирателей. Предсказуемо провалился Явлинский. Медленно, но стабильно продолжил терять популярность Жириновский.
Конкурентное преимущество прямо под носом
Но, конечно, наиболее скандальным можно считать провал КПРФ, которая на этот раз решила выдвинуть своим кандидатом Павла Грудинина.
Можно дискутировать, почему коммунистам не удалось создать хоть какую-то коалицию, привлечь на свою сторону дополнительныеголоса, в конце концов — хотя бы кандидата подготовить так, чтобы комары из ЦИКа носа не подточили. Но коммунистам не то что не удалось сделать всего этого — они даже достойно выйти из позорного поражения не смогли.
Ведь после оглашения неприятного результата Павел Николаевич решил ввязаться в еще более позорную историю. Он начал объяснять, почему не хочет сбривать свои усы.
Усы Грудинина стали в президентской кампании 2018 года таким же знаковым фактором, как, скажем, усы Иосифа Сталина (оценка исторической роли которого, кстати, стала одним из сомнительных моментов образа коммунистического кандидата) или усы барона Мюнхгаузена (известного литературного персонажа, образ которого нарицательно ассоциируется с хвастовством и враньем).
6 февраля Грудинин в интервью Юрию Дудю на ютубовском канале «вДудь» заключил публичное пари. Условия предложил ведущий: если Грудинин наберет больше 15 процентов на выборах, журналист побреется наголо, если меньше — кандидат сбреет усы. Грудинин хотя и признался, что без усов его «никто никогда не видел», согласился. Но 15 процентов не набрал.
И что случилось дальше? А дальше Грудинин в попытках сохранить лицо или усы выбирает второе. И заявляет дополнительное требование: он выполнит условие пари и расстанется с предметом своей гордости в том случае, если Юрий Дудь «на камеру скажет, что считает прошедшие выборы честными».
Что отрастет быстрее — репутация или усы?
Вряд ли тут имеет смысл ждать соответствующих заявлений от Дудя. Гораздо важнее разобраться в вопросе: если Грудинин не считал условия выборов честными, зачем в них участвовал? И вообще: после такого поражения на выборах стоит ли по усам плакать? Тут впору все волосы сбривать, голову пеплом посыпать и в монастырь уходить. Ведь получить в распоряжение такой ресурс, как поддержка старейшей и авторитетнейшей оппозиционной партии, и хотя бы не сохранить ее результат — разве это не меньший позор, чем без усов остаться?
УЖЕ сегодня борьба Грудинина за усы рождает саркастические комментарии. Самый забавный опубликовали авторы «Тинькофф-Журнала» — интернет-проекта, специализирующегося на юридических консультациях. Некто «Павел» якобы задает вопрос: «Здравствуйте, дорогая редакция! Недавно я поспорил с одним известным человеком. Я проспорил и по условиям спора теперь должен сбрить усы. Дело в том, что я был уверен, что не проспорю, и сбривать усы не собирался. У меня красивые густые усы. Я боюсь, что без усов меня перестанут узнавать родные. Есть ли какой-то закон, который запрещает спорить на усы? Можно ли избежать сбривания в этой ситуации? Имеет ли гражданин России право не сбривать усы в рамках спора? Что об этом думает Верховный суд? Буду рад любому совету! С уважением, Павел».
Консультанты успокаивают «автора»: «Вы можете абсолютно безнаказанно не сбривать усы. И хотя будет считаться, что вы не исполнили договор, выиграть против вас суд не получится. Не переживайте, что получите исполнительный лист. Никто не придет к вам домой и не заставит вас силой сбрить усы. И оштрафовать вас за то, что вы их не сбрили, тоже нельзя. Хотя неизвестно, какие риски серьезнее. Усы у вас вырастут новые — для этого ничего не нужно будет делать. А вот репутацию человека, который бросает слова на ветер и не выполняет обещанное, исправить сложнее».
К слову, сбривать усы, ложиться на дно и прятаться по конспиративным квартирам не стеснялись, например, товарищ Ленин и товарищ Сталин. И ничего — остались в истории, хотя и с противоречивыми оценками.
Есть ли куда падать и к чему стремиться?
Тем более что в России места, где Грудинин мог бы отсидеться, не сбривая свои усов, еще остались. Это, например, Новосибирская область. Здесь у него 16,4 процента, то естьбольше 15, и можно с определенным допущением считать, что его усы здесь относительно легальны. Хотя и тут он умудрился показать наименьший для коммунистов результат «за всю историю наблюдений».
На президентских выборах 2000 года Геннадий Зюганов набрал в Новосибирской области 38,6 процента, отстав от Владимира Путина меньше чем на два процента. В 2004 году коммунистическим кандидатом в президенты был новосибирский аграрий Николай Харитонов, набравший свои 21,6 процента. Геннадий Зюганов, вернувшись в 2008 и 2012 годах, набирал в НСО 24,6 и 22,5 процента соответственно — то есть все равно сползал, хотя и медленно. Теперь же — сразу обвал на шесть процентов (больше, чем в среднем по стране).
А ведь когда-то, в стародавние 90-е, Новосибирская область считалась одним из оплотов красного пояса. Многие уже и не помнят, что такой пояс вообще был. Были даже годы, когда в нашем регионе и Зюганов набирал больше голосов, чем Ельцин.
Правда, и к Путину новосибирцы присматривались довольно долго. Начинал он в 2000 году с 40 процентами поддержки. В 2004 году, когда местоблюстителями Зюганова и Жириновского стали Харитонов и Малышкин, рейтинг Путина в Новосибирской области поднялся до 63 процентов. В 2012 году, противостоя Зюганову и Жириновскому, Владимир Владимирович у нас получил 56 процентов.
Зато в нынешнюю кампанию действующий президент набрал в Новосибирской области 71 процент голосов, увеличив свою популярность на 15 процентов. Причем уровни доверия в Новосибирске и районах в этот раз практически совпадают: 70,79 — если смотреть только город, и 71,37 — если только село.
Особенно впечатляет этот результат, если учесть, что в Новосибирске мэр — коммунист, а прогнозы по городу две недели назад давали Путину лишь 55 процентов, а Грудинину — 25. Кому за это надо сказать спасибо? То ли — во что трудно поверить — мэру-коммунисту, то ли депутатам горсовета и заксобрания, которые мобилизовали избирателей и наладили работу своего актива? В любом случае, опыт вышел интересный. И полезный — с учетом приближающихся сентябрьских выборов губернатора.
Интересно, что из соседних регионов только Кемеровская область выразила действующему главе государства поддержку больше, чем Новосибирская, — 85 процентов. В Алтайском крае, Томской и Омской областях Владимир Путин собрал меньше, чем у нас.
Алексей САЛЬНИКОВ, Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»